Последнее время самбо у нас, похоже, обретает второе дыхание. Во многом благодаря одному из основателей этого вида борьбы на Алтае, председателю исполкома краевой федерации самбо Валерию Метелице. Ему удалось сохранить некогда популярное отечественное единоборство, когда большинство самбистских секций переключилось на олимпийское дзюдо. О перспективах современного самбо на Алтае Валерий Андреевич рассказал в интервью корреспонденту «АП».
Валерий Метелица. Родился 10 сентября 1941 года на Украине. Мастер спорта по самбо, заслуженный тренер СССР и России, судья международной категории. В 1968 году создал при профкоме Алтайского моторного завода ДЮСШ по борьбе самбо «Спарта». В течение трех десятилетий возглавлял краевую федерацию самбо. В 2000 году вышла в свет его книга «Самбо, любовь моя…», посвященная истории этого вида борьбы в стране и на Алтае. Имеет двух дочерей и четырех внуков.
Секции росли как грибы
— В девяностые годы большинство созданных при вашем участии школ самбо переключилось на другие виды спорта. А где они продолжали работать?
— Есть сильные школы в Бийске, Заринске, Рубцовске, Славгороде, Шипуновском, Благовещенском, Тальменском, Баевском, Алейском, Красногорском районах. Несмотря на материальные трудности, в них по-прежнему приоритетный вид — самбо. К сожалению, от нашей былой славы в этом виде спорта сегодня мало что осталось. В семидесятых мы наводнили школами почти все районы края. Секции росли как грибы. На первенства края приезжали по 26-28 команд. Я мечтал создать самбистский центр, наподобие того, что существует в волжском городке Кстово. К сожалению, время упущено. В других регионах Сибири дела обстоят не лучше. Наше отечественное, национальное самбо не имеет, увы, никаких льгот в нашей стране.
— В чем преимущества самбо перед другими видами единоборств?
— Я далек от мысли утверждать технические преимущества самбо перед другими видами единоборств. Главное, что это наш национальный вид спорта. С нашим патриотизмом и нашей духовностью. Самбо создавалось как синтез лучших приемов самозащиты без оружия, причем за основу были взяты приемы из национальных единоборств бывших республик СССР, кое-что из восточных видов борьбы. Да, самбо не входит в программу Олимпийских игр! Но это часть нашей культуры! Вот посмотрите, например, в республиках Алтай и Тыва, где проводятся состязания по национальной борьбе. Стадионы не могут вместить всех желающих. Победители этих соревнований возводятся в ранг национальных героев. Им вручают лошадей, автомобили.
Мы были «темной лошадкой»
— В своей книге «Самбо, любовь моя…» вы пишете о том, что многие самбисты, которые выступали на соревнованиях по дзюдо, имели большой успех…
— Самобытная самбистская техника дает определенные преимущества над теми, кто пытается в чистом виде копировать законодателей дзюдо. На дзюдоистских татами пробовали свои силы многие воспитанники нашей «Спарты» и, как правило, добивались высоких результатов. Ярким примером тому является шестикратный чемпион мира Владимир Шкалов, который свое спортивное восхождение в самбо начал с того, что стал победителем первенства мира среди молодежи по борьбе дзюдо. И у сборных команд России и Союза, которые формировались из вчерашних самбистов, результативность была намного выше по сравнению с сегодняшним днем. Современные российские дзюдоисты растеряли свои преимущества, потому что оторвались от самбистских корней и превратились в нелучшую копию японского оригинала. Почему мы имели такой успех по дзюдо? Потому что наша техника была непривычной для тех же японцев. Российская команда была для них «темной лошадкой», которую они больше всего опасались. Перед Олимпиадой-80 японцы записывали на видео наши соревнования, изучал и нас как главного соперника. Впоследствии их арсенал значительно расширился за счет нашего самбо.
Под эгидой федерации
— С какого времени в крае культивируется женское самбо?
— Я долгое время пытался сдерживать его развитие. Потому что придерживаюсь мнения, что девушка не должна заниматься боевыми или силовыми видами спорта. Девушка должна быть сильна своей женственностью! Но сейчас наблюдается резкий подъем в женском самбо. Проводятся чемпионаты Европы, мира и России. Почему я должен быть камнем преткновения? К тому же в последнее время в российских спартакиадах требуется участие слабого пола в команде. Поэтому воспитание спортсменок стало необходимым для многих клубов. Если раньше женское самбо в нашем крае развивалось стихийно, то последние полгода — под эгидой краевой федерации. А еще с этого года мы начинаем развивать и боевое самбо, по которому также проводятся российские и мировые чемпионаты. Пока наших спортсменов на них нет. Кстати, 30 июля получил путевку в жизнь новорожденный краевой клуб боевого и спортивного самбо «Спарта». На совещании в краевой администрации было принято решение о заключении договора между клубом и руководством Алтайского моторного завода. Это откры вает возможности для развития не только спортивного, но и боевого самбо, которое быстро приобретает своих поклонников.
— Уже четыре года самбистскую федерацию Алтая возглавляет председатель КСНД Александр Назарчук. Почему именно он?
— С Александром Григорьевичем мы знакомы давно, еще с того времени, когда он работал секретарем райкома партии Романовского района. Тогда он помог создать в райцентре школу борьбы самбо. И вот спустя четверть века, когда сохранить традиции самбо на Алтае стало особенно трудно, я обратился к нему с просьбой возглавить краевое самбо. Он согласился. И сразу работать стало легче. До этого более десяти лет мы не проводили у себя республиканских турниров — не было средств. А за последние четыре года провели пять престижных соревнований. Даже министр спорта России Вячеслав Фетисов отметил благодарственным письмом вклад Александра Назарчука в развитие российского самбо.