Нам есть, кем гордиться. Иван Аникин, 18-летний барнаульский саблист, впервые в своей спортивной карьере выиграл этап Кубка мира по фехтованию среди юниоров.
Впереди Ивана ждет очень важный чемпионат России и, возможно, первый в его спортивной жизни юниорский чемпионат Европы.
За компанию!
Иван пришел заниматься фехтованием вместе со своими друзьями. За компанию.
— Ведь с близкими людьми всегда интереснее, — рассказывает спортсмен. — Можно сказать, что в спорте я оказался совершенно случайно. В итоге, друзья спорт забросили, а для меня он стал на первое место.
— Фехтование ассоциируется с прошлыми веками…
— Простому человеку, который не занимается фехтованием, трудно понять, за что этот спорт можно полюбить, — объясняет фехтовальщик. — Просто надо попробовать.
Сейчас родители гордятся мной. Хотя в начале карьеры все было наоборот. Они с опаской, недоумением и даже какой-то долей скепсиса относились к фехтованию. Спрашивали, а что это вообще такое. Сейчас они радуются моим успехам. Это приятно.
Друзья тоже раньше не понимали моего «увлечения»… Но сейчас фехтование транслируется по телевидению. Они часто смотрят этот вид спорта. Многим даже нравится. Во всяком случае, друзья начали меня понимать.
Спорт и учеба совместимы
Иван учится в Новосибирском училище олимпийского резерва, собирается поступать в педагогический университет.
— Нужно иметь запасной вариант. Ведь всю жизнь тренером не проработаешь… Хочу поступить на факультет туризма. Эта сфера на Алтае в последнее время активно развивается.
— Где побывали на соревнованиях?
— Я был и на чемпионатах мира, и на Кубках мира. Организация соревнований за рубежом и в России — две разные вещи, которые, наверно, нельзя сравнивать.
Хотя в последнее время наблюдается такая тенденция: в нашей стране организация соревнований тоже улучшается. Но до высокого уровня нам еще далеко…
— Были на соревнованиях случаи, когда судьи несправедливо судили?
— Неприятных ситуаций предостаточно. Очень запомнилась одна из них: в 2005 году я ездил в Польшу на чемпионат России среди юниоров.
Был бой на саблях с поляком. Я выигрывал со счетом 15:13, и когда наносил последний удар, то начался какой-то ажиотаж.
Тренеры сразу же начали говорить, что моя сабля не подходит по меркам соревнований. Просто им не к чему было придраться.
Я уже думал, что удар не засчитают. Но судьи были международной категории и не подверглись давлению со стороны присутствующих.
А вообще спортсмен должен всегда ожидать подобных ситуаций и быть на голову сильнее соперников, если хочет почувствовать вкус победы.
— Перед соревнованиями созваниваетесь с близкими? Чувствуете их поддержку?
— Перед соревнованиями я действительно созваниваюсь с друзьями. Простые разговоры с близкими людьми очень успокаивают и отвлекают от разных тревожных мыслей. Хотя стал замечать, что в последнее время намного меньше стал волноваться перед боями.
Наверное, сказывается опыт, хоть и небольшой. Но, к сожалению, мой тренер не всегда ездит на соревнования. Финансовые возможности не позволяют это осуществить.
В таких случаях мне очень не хватает его поддержки. Сложно правильно настроиться… Но с нами всегда ездит тренер России, он всегда подходит к каждому из нас, что-то подсказывает, приободряет. Без внимания никого не оставляет.
— Всегда можете совладать с нервами?
— Нервы — для меня самый опасный соперник. Если перестану бороться с собой, с волнением, то ничего хорошего не выйдет.
Но есть еще один соперник — московский фехтовальщик Поздняков.
В последнем бою я проиграл ему два удара и понял… главное быть спокойным, и тогда можно хоть с кем бороться и побеждать.
— Что делаете сразу после соревнований?
— Приходим в гостиницу, тренер проводит собрание, а потом гуляем по городу. Ничего лучше и придумать нельзя.
— Вы были на соревнованиях за границей…
— Был в Будапеште. Там посетили много достопримечательностей, сходили и в местный музей искусства.
Очень обидно, когда мы были на соревнованиях в Париже, то не успели посмотреть этот город любви и моды…
Мы прилетели, и через несколько часов нас увезли в близлежащий городок на соревнования. Но даже он разительно отличается от наших провинций, в том числе и Барнаула. Хотя по размеру городок примерно как наш Новоалтайск. Про разбитые дороги и мусор даже речи не может быть.
— Не надоедают постоянные разъезды?
— Иногда надоедают. Хочется все бросить. Просто от бешеного ритма устаешь.
Сейчас у меня будут три соревнования разного уровня. Но постепенно ты привыкаешь к такой жизни и без нее уже не можешь. Спорт — аналог наркотика и главный его враг.
Жизнь спортсмена сложная. Спорт — такая же работа. Ты вкалываешь, тратишь столько сил, времени… Не все выдерживают.
— Саблю сами выбираете?
— Да. Тренер мне помогает советом, мы идем в магазин, подбираем костюм, саблю. Моя сабля стоит немного больше двух тысяч. Главное, чтобы она была легкой и удобной. Некоторые бывают тяжелыми, ими не всегда удобно наносить удар.
— Вы суеверный человек?
-Нет. Не вожу с собой талисманов, не вхожу в зал для соревнований с левой ноги… Не верю во все это.
— Вас постоянно нет дома. Как относится к такому положению вещей ваша девушка?
— Она сама фехтовальщица. Все понимает, ей не нужно ничего объяснять.