Золотая осень, которая на самом деле весна

дворбол

В связи с долгожданным праздником на футбольной улице края наш сегодняшний гость — Юрий Ефимов. Человек, не понаслышке знающий, что такое побеждать в чемпионатах.

Юрий Ефимов. Родился в 1950 г. Играл в защите барнаульского «Динамо» с 1973 по 1981 гг. (с небольшим перерывом), всего сыграл за динамовцев 238 матчей, 5 голов. Дважды в составе «Динамо» становился победителем зон Сибири и Дальнего Востока чемпионатов СССР, в 1974, 1980 гг. Выше достижения (среди одноклубников) только у Бориса Долгова, трижды становившегося победителем зональных соревнований в составе «Динамо».
Вошел в состав символической сборной барнаульского «Динамо» к 20-летию команды. Многие годы работал в динамовской СДЮШОР. В настоящее время — тренер СДЮШОР Алексея Смертина.

Юрий Васильевич, по ходу нынешнего чемпионата были серьезные предпосылки, что барнаульское «Динамо» будет конкурировать на финишном отрезке с Читой. А оказалось — с благовещенским «Амуром»…

— Это всегда была хорошая команда, с «Амуром» было тяжело играть. Что запомнилось, когда я играл (в Благовещенске — еще на их старом стадионе типа нашего ВРЗ, сейчас там новый стадион построили — на берегу Амура), игроки в «Амуре» были чуть ли не все гренадерского сложения. И вот перед игрой они всегда складировали рядом с полем носилки, костыли, шины — для устрашения, что ли, психологического воздействия — мол, готовьтесь, ребята, кое-кому из вас это сейчас понадобится, вас будут с поля выносить.

В сезоне 1974 года курьезный случай произошел, когда мы играли у них дома. Это был второй круг, мы лидировали, «Амур» отставал от нас на очко. Им нужна была только победа, и вот их капитан Рудик Мкртычев забивает нам со штрафного гол. Все наши попытки отыграться ничего не дают, время игры — на исходе, судья к нам излишне строг (в Благовещенске как раз продавали дубленки по 500 рублей, и перед игрой ходили разговоры, что эта дубленка уже при судье).

Пошла последняя минута, кто-то из благовещенцев залез в офсайд. Я запулил мяч от нашей штрафной площадки к их воротам, безадресно, лишь бы отбить его подальше. А когда судья зафиксировал вне игры, благовещенцы решили, что этот свисток — окончание игры, и давай обниматься, поздравлять друг друга с победой. А Валера Белозерский выскочил на мою передачу и забил гол. Судья растерялся, не знает, что делать, а Боря Долгов, в подобных ситуациях поднаторевший, хвать его за рукав, не дает ему опомниться, тащит к центру поля. Судья в какой-то прострации машинально ставит мяч на центр, потом смотрит на секундомер и дает свисток. Матч окончен! Как тут игроки «Амура» бросились перепираться друг с другом, вплоть до рукоприкладства!

А в один из последующих сезонов мы долго шли без поражений. И вот игра дома с «Амуром», а как раз в крае проходил съезд колхозников, перед игрой к нам приехал начальник УВД Налетов и дал установку во что бы то ни стало «Амур» победить, «не портить праздник». А мы тогда проиграли им 0:1 тоже по-курьезному… Я сделал передачу кому-то из своих, а газон не успели весь подстричь, и мяч, как назло, застрял в самом непостриженном месте. Передачу они перехватили и забили нам гол.

В общем, всегда с «Амуром» матчи проходили в напряженной борьбе, но общий баланс был в нашу пользу.

В этом сезоне «Динамо» не забило шесть пенальти из 15. Подобное было в вашу бытность?

— В то время столько пенальти не били, мне удивительно, что «Динамо» не раз пробивало одиннадцатиметровые в гостях. Тогда пенальти в выездных матчах — это была большая редкость, как метеорит с неба. Пенальти в «Динамо» тех лет обычно пробивали Валера Белозерский, Боря Долгов. Они редко промахивались. Но вот вспоминаю сезон 1973-го… Тогда ввели эксперимент: сыграли вничью — команды бьют пенальти. Кто больше забьет — тому одно очко (за победу, если укладывались в игровое время, давали два очка). И в 6 ничейных играх мы только однажды послематчевые пенальти били лучше, чем соперники. И завершили сезон на 2-м месте, отстав от Братска на очко.

А если бы точней тогда «пенали» били — обошли бы Братск очка на три-четыре. Я всегда любил бить одиннадцатиметровые, а когда их бьешь, надо четко для себя решить — в какой угол будешь бить. А у меня в том сезоне как получилось: разбегаюсь и на замахе поменял решение, ударил в другой угол и попал в штангу. И как-то я психологически надломился и пенальти в тот год уже больше не мог бить.

Пенальти — это всегда психологический поединок пенальтиста с вратарем, игра нервов, и в какой-то степени — лотерея. Вспоминаю, как в свое время мои мальчишки 1978 года рождения на первенстве России в Ижевске уступили «золото» в решающем матче с хозяевами поля: сыграли с ними вничью, стали бить пенальти и ошиблись на 15-м одиннадцатиметровом…

Насколько серьезно надо относиться к разговорам, что такого-то судью в таком-то матче «зарядили», чтоб знал, в каких случаях надо свистеть и в пользу кого…

— Это имеет место быть — и сейчас, пожалуй, гораздо чаще, чем в наше время, что вызвано все возрастающей коммерциализацией футбола. За это надо наказывать, но с этим, на мой взгляд, по-настоящему не борются ни в высшем эшелоне российского футбола, ни в сибирском. Вспоминаю явные случаи «зарядки» судей в мою бытность… В 74-м на пульке в Харькове мы забили «Торпедо» из Владимира чистейший гол, а нам его не засчитали. Ни для кого тогда не было секретом, что была установка тянуть торпедовцев наверх, заодно с хозяевами, харьковским «Металлистом»…

Говоря о тех игроках «Динамо», которые внесли наибольший вклад в нынешнюю победу команды, можете обойтись без дипломатичного «не хотелось бы никого особо выделять»?

— Лучший игрок нынешнего «Динамо» — Евгений Рагоза, он был палочкой-выручалочкой команды, это ценнейшее приобретение. Мы тут «старики» — динамовцы, обмениваясь мнениями, кто из нынешнего состава «Динамо» вписался бы в состав «Динамо» 1974 года, который многие считают самым «звездным» (Силаев, Суслов, Подзоров, Долгов, братья Белозерские, Билень…) в истории алтайского футбола, едины во мнении, это — Рагоза. По своей манере игры он мне напоминает Григоровича, такое же голевое чутье. Еще из нынешнего динамовского состава тому составу подошел бы Сергей Рехтин. Возможно, я идеализирую динамовскую команду 74-го года, но по-любому она задала высокую планку.

Примеряясь к будущему сезону в первой лиге — с кем-то из ее команд «Динамо» ведь уже имеет опыт встреч, и вы в тех матчах играли… Есть какие-то особо вам запомнившиеся?

— Ну вот, скажем, с иркутской «Звездой», в 80-м, когда проводились спаренные игры, сразу две игры с одним и тем же соперником с перерывом в один день, что, кстати, было нарушением по медико-биологическим показателям, игроки не успевали восстанавливаться после первого из спаренных матчей.

Так вот, первый матч со «Звездой» у них в Иркутске мы выиграли 1:0, во втором уже они вели 1:0, до конца игры остается минут 20, их игрок Сергей Туник кричит своим: бейте по трибунам, тяните время. И только он это прокричал, как Валера Афонин им гол забил! 1:1, пошла последняя минута. Мы атакуем, иркутяне выбивают мяч за пределы поля. Аут бросает Боря Долгов, а он далеко бросал, и мяч от него летит по дуге к их воротам, их защита дотянуться до мяча не может, провожает его глазами, и он летит себе к дальней штанге. А там дежурил Валерий Белозерский, и он эту передачу замкнул. 2:1, победа!..

Честно признаемся: мы подготовили этот материал еще за несколько дней до завершающего матча «Динамо» с «Зарей», и мысли не допуская, что наша команда эту игру с аутсайдером зоны не выиграет (хотя достаточно было и ничьей). И «Динамо» победило, и эта осень стала для нее золотой, а точнее — это ее весна, весна всего алтайского футбола. Все мы так долго ждали этого радостного события, выхода динамовцев в первую лигу, и в футбольной судьбе края все только начинается!

Оцените статью