Фехтование на рапирах в Барнауле в 2011 году, можно сказать, только-только начало возрождаться после вынужденного 13-летнего перерыва. Интересно, что у его истоков зарождения и возрождения в Алтайском крае стояла героиня нашего интервью Александра Кузмина, а почти 50 лет назад совсем юная фехтовальщица, впервые взявшая в руки рапиру. Шура Бабенышева, так ее все звали и знали до замужества, из того самого первого набора алтайских мушкетеров Владимира Феоктистова, что оказался «звездным», а сама Шура была едва ли не самой способной ученицей, а затем и верной помощницей Феоктистова на нелегком тренерском поприще. Воспитала она за эту яркую эпоху не один десяток мастеров спорта. Среди них участница пяти юношеских и юниорских первенств мира, бронзовый призер 1996 года в Бельгии в личном первенстве, рапиристка Надежда Чистякова. Дважды участвовала в юниорских первенствах мира в Турции и США Анастасия Кузмина. В 1991 году в составе юниорской сборной СССР в Стамбуле она завоевала серебряную медаль. Только за эти достижения своих воспитанниц их тренер Александра Леонидовна Кузмина была достойна присвоения звания заслуженного тренера России, но в круговерти лихих 90-х об этом наше спортивное руководство как следует не позаботилось и заслуженный человек остался без заслуженного звания.
Александра Леонидовна Кузмина (Бабенышева). Родилась 3 августа 1949 года в Бийске. С 1950 года живет в Барнауле. Окончила среднюю школу № 25, а затем пединститут. Мастер спорта СССР по фехтованию на рапирах среди женщин (1968 г.). Первый мастер спорта СССР по фехтованию на Алтае среди женщин (воспитанница тренера Владимира Валериановича Феоктистова). Победительница ЦС «Буревестник» (г. Москва). Бронзовый призер Первенства РСФСР. Тренер по фехтованию на рапирах. В числе ее воспитанников не один десяток мастеров спорта. В настоящее время работает тренером ДЮСШ № 10 г. Барнаула.
В краевом музее спорта есть стенд спортивных достижений наших алтайских фехтовальщиков и на самом его верху, в числе пионеров этого мужественного вида спорта – Александра Бабенышева (Кузмина) – первый мастер спорта СССР по фехтованию среди женщин в Алтайском крае. Едва ли не самый молодой мастер спорта – студентка пединститута стеснялась носить мастерской значок, хотя декан кафедры физвоспитания Владимир Усенко и настаивал. Не хотела и не терпела завистливых глаз, считала – кому надо, тот знает.
С тех пор сколько воды утекло! Александра Леонидовна подготовила великолепных рапиристок, кандидатов в юношеские и юниорские сборные страны – Викторию Шумских, Наталью Птахину, Елену Прошкину, Елену Штокало, Ольгу Кузмину, Аллу Толочко, Оксану Ефремову. Все они мастера спорта.
Кстати, Анастасия и Ольга Кузмины – ее дочери, сейчас живут в Новосибирске и тоже растят здоровое спортивное поколение. У Александры Леонидовны – четверо внуков и трое из них серьезно занимаются спортом. Старшая внучка София Позднякова – произведение боевого искусства Анастасии и Станислава Познякова, четырехкратного олимпийского чемпиона, в минувшем году выиграла все российские турниры по своему возрасту и вошла в состав юношеской сборной России до 17 лет, хотя ей еще только пятнадцать. Она уже заявлена для участия в юношеском первенстве мира 2012 года в Москве. Анна Позднякова занимается баскетболом. У младшей дочери Кузминой – Ольги, дети помладше, но тоже будут спортсменами, уверена бабушка. Все внуки прекрасно плавают, скоро будет плавать и младшая внучка Антонина, ей еще нет и года. А Тимофей увлечен футболом.
— Александра Леонидовна, для нас, мальчишек и девчонок 60-х, фехтование казалось экзотическим видом спорта. Как вас-то занесло в «мушкетеры»?
— Думаю, что случайным это в моей судьбе не могло быть. В 1963 году, почти 50 лет назад, в Барнаул приехал из Смоленска Владимир Валерианович Феоктистов со своей идеей – создать алтайскую школу фехтования. Помещения для нее еще не было, и он проводил тренировочные занятия в вестибюле политехнического института, где на кафедре механики преподавателем работал мой отец Леонид Федорович Бабенышев. Отцу понравилось профессиональное отношение к своим обязанностям молодого тогда еще тренера Феоктистова, и он привел меня к нему на занятия. По нынешним меркам я попала в настоящую спортивную школу очень поздно – в 14 лет. До этого я попыталась заниматься конькобежным спортом. Тренер нас собрал на первую тренировку, но сам так и не пришел. Это было первым детским разочарованием.
— В самом Феоктистове, что вас больше всего пленило?
— Индивидуальный подход к каждому ребенку. Не секрет, что у кого-то больше способностей, а у кого-то меньше. Он для всех находил время и готов был заниматься в зале сутками. До сих пор, мы уже – старые тренеры, а удивляемся, как это ему удалось в одиночку на голом месте все это создать: и школу, и тренерские кадры по сабле, шпаге и рапире, и еще всех тренировать по всем видам. Ему ведь не с кем было даже посоветоваться. Сейчас уже специализация: есть тренеры по сабле, по шпаге, по рапире. Кто-то занимается с мальчишками, кто-то с девчонками. Всего получается шесть отделений фехтования, и то – есть трудности! А он – один, во всех лицах!
— А как получилось, что именно в первом его наборе выросла целая плеяда известных теперь тренеров по фехтованию?
— Действительно, получилось у него, видимо, это все на подсознании: интуитивно он готовил себе помощников. Уже тогда он сумел передать от себя такие мощные знания, такую сумасшедшую энергетику, заряд на многие десятилетия, так увлечь своих воспитанников этим видом спорта, что никто и не сомневался в дальнейшем выборе профессии. Многие его ученики из первого набора стали замечательными тренерами: Анатолий Коноплев, Геннадий Панькин, Юрий Бабин, Сергей Говоров, Алексей Вялков, Сергей Черкасов, Сергей Резниченко, Владимир Казанцев. Много лет отдали тренерской работе и последующие поколения, выращенные Феоктистовым – Евгений Вавилов, Сергей Хохлов, Евгения Кобзева, Юрий Теселкин, Алексей Фицев и другие.
— А как Феоктистов составлял календарный план соревнований, в которых должны были участвовать его команды в разных городах?
— Это удивительно до сих пор, но он тащил этот воз безропотно. Но когда уже действительно стало невмоготу, так как одним нужно ехать на турниры в Омск или Новосибирск, а другим в Ташкент или Алма-Ату, он пригласил себе помощников, так как свои еще не подросли. В Барнаул работать со шпажистами и саблистами приехали его друзья: из Новосибирска – Петр Васильевич Слепцов, а из Омска – Борис Александрович Рюмин. Сам же Владимир Феоктистов стал специализироваться на рапире, тогда еще женском только виде фехтования. Рапира была женским видом оружия – более легкое, колющее, требующее своеобразной техники.
— Чем он был не похож на других тренеров?
— Убежденный трудоголик, и, как мне казалось, он все свое время с жадностью тратил на техническую подготовку своих будущих кадров. Как будто боялся по времени опоздать подготовить себе смену. До последнего своего дня он был предан фехтованию. Главным его убеждением была огромная работа, которая со временем неизбежно даст результат. В этом он не сомневался.
— Но есть тренеры, бывшие классные спортсмены, которые могут научить своих воспитанников таким фирменным приемам, которые идеально больше не выполнит никто?
— К сожалению, это возможно только теоретически. Если бы все это происходило так легко, то на тренерскую работу нужно было бы брать только чемпионов, которые бы готовили суперзвезд.
На практике происходит чуть ли не наоборот. Бывшие великие спортсмены очень сложно адаптируются в повседневной тренировочной работе с малышами и, как правило, им в работе не хватает терпения ждать результатов своего труда, эмоции и амбиции подтачивают их нервную систему и как итог – горькое разочарование в собственной несостоятельности. Таких примеров сколько угодно. И, наоборот, ничем не примечательный в прошлом спортсмен, находит верные педагогические подходы к своим воспитанникам и правильно ставит техническую подготовку, увлекает ребят своей преданностью данному виду спорта.
— А бывает, что такие тренеры могут подготовить куда более именитых спортсменов, чем они сами?
— Сплошь и рядом во всех видах спорта. Это – как правило. Ученик и должен пойти дальше учителя. Знаменитые спортсмены добились таких заоблачных высот, что спускаться опять к нулевой отметке, работать с ничего не умеющими новичками, за чисто символические для них деньги, они просто не поймут – для чего опять-то начинать все сначала? Работа с новичками самый сложный и трудоемкий процесс. Заставить ребенка не получится, нужно увлечь, заинтересовать, помочь понять и полюбить этот вид спорта, а затем уже идет приобретение технических навыков.
— Есть ли определенный период времени адаптации новичков, чтобы понять самому тренеру – этот ребенок уйдет или уже никуда не уйдет?
— Бывает, что новичок с первых занятий схватывает все на лету, как будто родился фехтовальщиком, но это ровным счетом ничего не значит. Он пять лет лучше всех, а на шестой год просто бросает все и уходит. Поэтому труд тренера очень кропотливый, ежедневный, не каждому дано подготовить ребенка до зрелого возраста мастера, а тем более – сборника. На это уходят годы жизни – и тренера, и его воспитанника. Бывает, что, вроде, и корявый, и неспособный, но ходит на тренировки, работает как все, годы, а однажды выигрывает какой-нибудь турнир, затем – другой и показывает год от года волшебные результаты. И такое бывает.
— Конечно, тренер сразу видит способного ученика. Должен ли он уделять ему больше внимания на тренировках?
— Никто сейчас не даст гарантии, что такой ученик – будущий чемпион. Поэтому я работаю одинаково со всеми, как золото моют. Чтобы никого не пропустить, это же золотые песчинки. Чтобы затем локти не кусать. Это ведь не только может быть обыкновенный мастер спорта, но и незаурядная в будущем личность.
— А такие случаи были?
— Владимир Казанцев стал профессором, доцентом Академии экономики и права. Сергей Резниченко – доцентом кафедры физвоспитания. Это только из первого набора Владимира Феоктистова.
— За счет чего формируется личность?
— За счет многих факторов, но основные, конечно, будут – воспитание, постоянное самообразование и характер. Без последнего качества спортсмен будет всегда на подхвате и серьезное что-то выиграть, никак не получится.
— По каким внешним признакам можно определить будущего чемпиона? Ведь птицу видно по полету?
— Скажу так, лакомым «полуфабрикатом» для любого тренера любого вида спорта будет шустрый ребенок, с повышенной подвижностью, хорошей координацией движений, скоростью реакции, быстро соображающий, как игровик. У нас все это очень важно. Особенно мышление – очень быстро переключаться, уметь ждать своего момента, как ждет рыбак рыбку на свою удочку или кошка мышку.
— Что можно посоветовать фехтовальщику в свободное от тренировок время, чтобы развиваться гармонично?
— Плавание и шахматы, футбол и волейбол, зимой – коньки и лыжи. Не нужно скептически относиться к шахматам – они очень хорошо развивают мышление, дают определенный склад ума, который помогает великолепно считать варианты ходов. Сейчас их польза общепризнанна и доказана, их хотят даже повсеместно ввести в школах, как предмет.
— Как Феоктистову удалось «обратить в свою веру» столько разных людей и создать такую фехтовальную школу, как «Звенящие клинки»?
— У нас не было ни опозданий, ни пропусков тренировок, никто за спиной у тренера не «сачковал», потому что все понимали – куда и к кому пришли на занятия. Мы с ним на лыжах ходили, на каток и в походы. Фактически жили одной семьей и все это, конечно, сильно сближало.
— Родители детей в то время были другими?
— Каждое десятилетие очень сильно меняет людей: в их отношениях с детьми, собственных интересах, поведении. Сейчас для родителей главным является учеба их ребенка, а на его физическое воспитание они не обращают никакого внимания. Поэтому дети сейчас приходят в спортивные секции слабоватые. И каждое следующее поколение слабее предыдущего. Выбирать не приходится – работаем со всеми.
— Пример родителей в семье всегда у ребенка перед глазами, а какие сами, такие и сани. Проще говоря – от ежиков рождаются ежики. И если папа приносит в семью деньги, то считает, что свои обязанности родителя он вполне выполняет.
— Дети часами сидят за партами в школе, затем дома у компьютеров. Не играют во дворах, не занимаются нигде. Многие родители относятся к этому безразлично: главное – чтобы ребенок нигде не болтался, а был дома. Вот они и сидят.
— А чем дети отличаются при наборе в секцию друг от друга?
— Раньше все жили примерно одинаково и физически ничем друг от друга не отличались. Сейчас очень большой разрыв в благосостоянии семей, но что их уравнивает, и бедных, и богатых, — дети-то физически очень слабые. Немало их или с признаками ожирения, или «кожа да кости». Гармонично физически развитых единицы! Видимо, сказывается гиподинамия с детского сада, где тоже особо над физическим развитием ребенка не занимались. Но главная беда – родители ребенком не занимаются.
— Сейчас и конкуренция за ребенка между тренерами ведется.
— Да, увлечений стало гораздо больше. Тренеру нужно себя очень сильно напрягать, чтобы завлечь ребенка именно в свой вид спорта и чтобы он обязательно в нем остался. Во всех видах спорта сейчас главной проблемой является – набор детей.
— Некоторые тренеры уже по садикам ходят, чтобы хоть что-то выбрать для себя, а то в школах уже ничего не достанется…
— А я одобряю раннюю специализацию: чем раньше ребенок попадет в руки специалиста, тем больше он знаний и получит.
— А к 17 годам не надоест ли ему заниматься спортом?
— Такая опасность всегда существовала, так как азарт с годами, конечно, убывает. Но, на то и тренер существует, чтобы интерес этот поддерживать разнообразными подходами к тренировкам и ученику. Тогда и сохраняется потребность человека заниматься спортом. Без этого он уже не сможет. Если даже и не фехтование, то в зрелом возрасте он будет ходить на лыжах, кататься на коньках, заниматься плаванием или фитнесом.
— Как занять ребенка в каникулярное время?
— Один месяц летом мы все выезжаем в спортивный лагерь, а затем дети отдыхают уже с родителями. Очень сложно удержать в секции девочек, так как конкурирующих с нами видов спорта, где бы они могли заниматься, очень много. Спортивная гимнастика, художественная гимнастика, фигурное катание, бальные танцы, плавание и даже женский футбол уже появился. Поэтому в спортивном лагере мы очень стараемся заинтересовать детей, и после зарядки и тренировки проводим соревнования по различным видам спорта, устраиваем викторины, игры в индейцев, походы. Принцип один – ребенок все время должен быть занят и ему при этом не должно быть скучно, он должен гармонично развиваться.
— Есть ли проблемы развития алтайского фехтования?
— Все тренерские кадры находятся в Барнауле, отсюда и проблема. У нас нет филиалов фехтовальной школы в других городах края, не говоря уже о сельских районах. В 1998 году, в связи с дефолтом, наша школа оказалась на грани закрытия. Феоктистов нашел выход в том, что хотя бы сохранил тренерские кадры по сабле, шпага развивалась, но тоже не хватало тренеров. И только сейчас мы решили восстановить все виды: саблю (мужскую и женскую), шпагу (мужскую и женскую) и рапиру (мужскую и женскую). Все шесть видов. Проблемы в связи с этим тоже есть: молодые специалисты идут на тренерскую работу неохотно в связи с низкими ставками и такой же оплатой труда.
— Трудно было воспитывать спортсменов из своих дочерей?
— Они воспитывались в спортивной семье. Муж Борис увлекался баскетболом, а работал детским врачом. Оба мы считали, что дети обязательно должны заниматься спортом. Так и случилось, они пошли по моим стопам, в фехтование. Анастасия входила в состав юниорской сборной СССР, Ольга – кандидатом в сборную. Обе стали мастерами спорта.
— Если сравнить возможности подготовки классных спортсменов, то когда было больше для этого возможностей?
— В период СССР было множество серьезных турниров по всей стране. Календарный план соревнований был очень насыщенным, поэтому и одаренные спортсмены раскрывались раньше и вырастали в настоящие «звезды» нашего фехтования. В средней Азии были крупнейшие турниры в республиканских столицах – Ташкенте, Алма-Ате, Фрунзе, не говоря уже о других республиках СССР. Нынешние преимущества – в современной качественной экипировке.
— Происходит ли эволюция в вашем виде спорта и есть ли тому примеры?
— Как и в любом виде спорта, такие процессы идут и связаны они прежде всего с генетикой и правильным отбором новичков. Сейчас очень успешно фехтует моя внучка София, которая выигрывает турнир за турниром по сабле и в техническом плане растет семимильными шагами. Она фехтовальщица уже в третьем поколении. Определенная генетическая основа естественно в ней присутствует, профессиональная направленность и моя, и ее родителей отразилась безусловно. София – это собирательный образ фехтовальщицы в третьем поколении. По облику она похожа на свою мать Анастасию, а по характеру вся в своего отца – четырехкратного олимпийского чемпиона Станислава Позднякова. Когда ей подружки говорят: «Пойдем после тренировки куда-нибудь сходим», она говорит: «Нет, я лучше пресс покачаю». В этом весь ее бойцовский характер. Сейчас она готовится к юношескому первенству Европы в Хорватии и первенству мира в Москве. Кто-то может сказать: «Конечно папа у нее, Станислав Алексеевич Поздняков, первый вице-президент Европейской Федерации фехтования и главный государственный тренер сборных России, посодействовал…» Но кто ее увидит в бою, тот все сразу поймет. Я обязательно полечу в Москву на юношеский чемпионат мира. Мне в первую очередь, как тренеру, важно будет увидеть мировой форум, ну и внучку, конечно, посмотреть, поболеть за нее.
— Алтайская школа фехтования как-то выделяется на общем фоне лучших школ России? Есть ли у нее особенности?
— Особенности есть у каждой школы, нашу же отличает техническая направленность, грамотно выстроенная подготовка юных спортсменов. Не случайно нашей школе был придан статус олимпийского резерва. Все это произошло благодаря тренерской и педагогической работе Владимира Валериановича Феоктистова. Классическая стойка, защита, а затем уже в бой! Именно с этого начинал Феоктистов. Затем в России были попытки все это перевернуть и уйти от «старого к новому»: сначала при начальной подготовке отправляли в бой, а затем уже переходили к классическому обучению. В настоящее время передовые российские школы фехтования пришли к выводу, что «изобретать велосипед» было напрасно утраченным временем и все вернулись к классическому обучению, что преподавал Феоктистов.
— Не хватает сейчас алтайскому фехтованию Владимира Феоктистова?
— Заметно не хватает, таких много не бывает. Это люди, сплачивающие вокруг себя, создающие своеобразную ауру для созидания. Как мой зять, Станислав Алексеевич, говорит: «Он был, а не слыл».