Недавно прочитал в челябинском еженедельнике № 23 «Футбол-Хоккей Южного Урала» за 2007 год интервью с 69-летним ветераном уральского хоккея Юрием Владимировичем Никоновым. Он в свое время долго защищал ворота челябинского «Трактора», затем минского «Торпедо». А после окончания своей вратарской карьеры год поработал тренером в Минске, приехал в Барнаул, чтобы вместе с «Мотором» сделать качественный шаг вперед (с шестого места, занятого «Мотором» из 13 команд в 1974 году).
Читаю… «закончив выступать в 1973-м, год поработал тренером в клубе минского моторного завода (минском «Моторе»). Оттуда меня пригласили на аналогичный завод в Барнауле. Сезон трудился в тамошней команде второй лиги.
Как принял ее на последнем 12-м месте, так и закончил. Было невозможно переломить ситуацию: играли люди под 40 лет, которым хоккей не нужен. Даже Первенство города не проводилось. Мне по вечерам делать было нечего, и начал приобщаться к науке. Не просто проводил тренировки, а чертил графики, физиологические кривые. Привез с собой в Белоруссию 60 рулонов миллиметровки…»
Однако! Неужели у профессора Белорусского университета физической культуры Юрия Владимировича Никонова напрочь отшибло память о его «барнаульском дебюте» в роли главного тренера в команде мастеров «Мотор»?
Забыл? А мы до сих пор помним, как он принял команду-грозу авторитетов Восточной зоны и за один сезон опустил ее с шестого прошлогоднего места до последнего 12. Кстати, «Мотор» тогда отставал от орского «Южного Урала», занявшего шестое место, на 20 очков (по двухочковой системе)!
Такого провала на Алтае от своей команды никто не ожидал: вместо ожидаемого взлета она лишилась места во второй лиге. Многие игроки после этого покинули Барнаул, команда фактически развалилась и к следующему сезону начала подготовку уже без Никонова с опозданием на месяц, так как было неизвестно, где будет играть «Мотор»: в классе «А» или» Б»?
На тренировки хоккеисты приходили сами, чтобы поддержать спортивные кондиции и играли в футбол… И только благодаря действиям партийных и профсоюзных органов края, спорткомитета края и руководителя краевой федерации хоккея Юрию Михайловича Карпенко, их письмам в Федерацию хоккея СССР, наша команда была оставлена во второй лиге класса «А».
Надо сказать, что предшественник Никонова оставил ему почти весь основной состав команды. Лишь защитник Юрий Шамовцев вернулся в новосибирскую «Сибирь», набравшись игрового опыта, да закончили играть новосибирцы Валерий Бобров и Валерий Трипузов, возвратившиеся домой.
В том сезоне в «Моторе» не было ни одного хоккеиста старше 29 лет. Уже тогда блистали молодые вратарь Владимир Риб, нападающие Геннадий Куприянов, Борис Спирин, Вячеслав Бугорский, Владимир Шлюнько, на подходе были Николай Тельтевский, Сергей Шихов. Большинство хоккеистов находились в самом «золотом» возрасте.
Те же, которые по своему возрасту (28-29 лет) считались «ветеранами»: вратарь Сурков, защитники Извеков, Яковлев, Евтушенко, нападающие Курицын и Бирюков, являлись лучшими хоккеистами в команде и были опорой тренера Никонова.
С ними он довольно часто выступал на страницах краевых газет по одной и той же теме: «Когда же заиграет «Мотор», хотя бы как в прошлом сезоне?»
Надо отметить, что под руководством Юрия Михайлова «Мотор» два года подряд добивался своих наивысших достижений — шестых мест. Но Михайлов сидел на «голодном ледовом пайке» и его команде не давали возможностей готовиться к сезону на искусственном льду в Барнауле, и она вынуждена была вести подготовку в Усть-Каменогорске и там же играть первые свои домашние матчи чемпионата страны.
Михайлов терпел долго, но и терпение когда-нибудь заканчивается. И после двух своих триумфов он покидает команду и Барнаул. Ушел тихо, никого не взяв с собой. Вот тогда в Барнауле и переполошились. Срочно пригласили в «Мотор» из Минска Никонова, предоставив в его распоряжение на два месяца лед во Дворце спорта. Случай в алтайском хоккее для 70-80-х годов уникальный: о такой льготе Михайлову приходилось только мечтать.
Никонов привез с собой из Минска защитников Кротова, Слободина и нападающего Гоцулю. Так что по составу «Мотор» не стал слабее, и задача на сезон — место в пятерке лучших, казалась вполне решаемой. Этому способствовали и два предсезонных турнира, проведенных в Барнауле с командами из Первой лиги — новокузнецким «Металлургом», алма-атинским «Енбеком», омским «Шинником», усть-каменогорским «Торпедо» и «Мотором» — в первом турнире, а во втором — с прокопьевским «Шахтером», СКА (Новосибирск), «Спутником» из Нижнего Тагила, «Рубином» из Тюмени, «Титаном» из Березников.
В обоих турнирах «Мотор» выглядел неплохо по своим результатам и даже выигрывал у фаворитов, но в сезон вступил не в лучшем состоянии и половину своих поражений потерпел с разницей в одну шайбу.
Так ли уж нельзя было ничего сделать? Можно, если бы команда и тренер были бы объединены одной идеей или целью. Но похоже, что в психологической подготовке тренеру не удалось вывести ее из кризиса и команда дальше жила своей жизнью, а тренер своей.
Вот что написано в газете «Молодежь Алтая» за 5 ноября 1974 года. Юрий Никонов: «Знаете, иногда и много хорошего — плохо. А этот парадоксальный, но факт, как мне теперь кажется, имел место в нашей подготовке. Привыкшие постоянно жить на голодном ледовом пайке, мы, что называется, наконец-то, дорвались. И… перекатались. Хотя и контролировали физическое состояние игроков. Здесь уже винить приходится только себя, тренера».
А вот что он говорит в интервью той же газете за 15 декабря 1974 года:
«… Сейчас у нас многое зависит от того, кто поведет в счете, мы или соперник.
А когда пропустили одну шайбу, так и не сумели прийти в себя». Заголовок статьи говорит сам за себя: «Ответ ищи в себе».
В газете «Молодежь Алтая» за 4 января 1975 года в статье, посвященной итогам первого круга, журналист
А. Машкин пишет: «В нынешнем сезоне «Мотор» удивляет своих поклонников. И даже не малым количеством очков и не 15 поражениями в 22 матчах, а качеством своей игры: какой-то бескрылой, нерезультативной. А ведь команда ныне имела прекрасные возможности для подготовки…»
Никонов в одном из своих многочисленных выступлений в прессе рассказал читателям о своем новаторстве: «Дело в том, что мы упорно осваиваем новую для команды систему 2-1-2. Систему, при которой важная роль отводится защитникам, призванным решительным образом пресекать малейшую попытку соперника контратаковать. То, к чему мы стремимся, вполне нам по силам».
Звучит красиво для того времени, но странно для тренера команды, которая проигрывает матч за матчем. Какой вывод из всего этого можно сделать? Юрий Владимирович Никонов — автор многих научных трудов и книг по методике развития хоккея, подготовке юных хоккеистов, уважаемый специалист — теоретик, но на практике в Барнауле «не потянул». Не сумел найти контакт с командой, не нашел необходимых слов, не проявил жесткости, характера и реформу — как тактическую, так и мышления хоккеистов, до конца не довел.
На смену ему в развалившийся коллектив пришел тренер молодежной местной команды «Мотор» Борис Кузьминых, который не знал много того, что знал Никонов, никогда не играл вратарем и не выступал в Высшей лиге. Но он обладал одним, безусловно важнейшим хоккейным качеством — мужским характером, с помощью которого он начал возрождение команды «Мотор».
И поставленную задачу — «не быть последними в зоне» — он с честью выполнил, обогнав в турнирной таблице сразу три команды. Затем четыре сезона повторял этот же результат, пока в Барнаул не вернулся Михайлов и не начал новое восхождение нашего «Мотора».
Зря вы так, Юрий Владимирович, о том своем периоде в Барнауле, рассказали и ввели в заблуждение очень хорошего журналиста из Челябинска Сергея Чернышова. А вот про «60 рулонов миллиметровки и про то, что вечерами вам делать было нечего», на правду очень сильно похоже.
Мнения хоккеистов
Владимир Шлюнько, мастер спорта СССР, нападающий «Мотора»:
— Юрий Никонов — тренер-теоретик, а не практик. Он провел с командой в подготовительном периоде в Горно-Алтайске неплохой тренировочный сбор, затем мы достойно участвовали в двух предсезонных турнирах, но к самому сезону подошли в нелучшей физической форме.
Видимо, что-то тренер в этом плане упустил. После ряда поражений он потерял уверенность, что незамедлительно почувствовала вся команда.
Человек он мягкий, интеллигентный, в экстремальных ситуациях не смог перестроиться и потерял управление командой. Наверное, сейчас он занимается своим делом.
Владимир Курицын, нападающий, капитан команды «Мотор»:
— Я с удивлением прочитал несколько строк в интервью Юрия Никонова о его работе в Барнауле. То, что он рассказывает, не соответствует действительности.
На протяжение тренировочных сборов он проводил тестирование хоккеистов: каждый день тестировал по несколько человек отдельно от команды. Получались на бумаге неплохие результаты, потому как хоккеисты в день приема тестов старались изо всех сил, а в остальные дни особо не «напрягались».
В таких случаях нужна была «жесткая мужская рука». Должны были наказываться виновные, для того чтобы в команде был порядок.
Об этом я и сам ему говорил, но он не проявил характера и до конца сезона не доработал, уехал.
Мне кажется, что он должен был о своей работе в Барнауле ничего не говорить или написать честно.
Николай Тельтевский, нападающий «Мотора»:
— В то время я только попал в команду мастеров. Тренировки Юрия Никонова мне нравились своей разноплановостью. Он говорил, что мы работаем по методике тренера рижского «Динамо» Виктора Тихонова.
На практике все оказалось гораздо сложнее: он не сумел объединить коллектив, его действия не давали результата и итог был закономерен.
Итоговая таблица. Первенство СССР по хоккею с шайбой. Вторая лига. Восточная зона.
Сезон 1973-1974 гг.
КОМАНДА | В | Н | П | Шайбы | О | |
1 | СКА (Свердловск) | 38 | 5 | 5 | 294-117 | 81 |
2 | СКА (Новосибирск) | 35 | 4 | 9 | 260-108 | 74 |
3 | «Рубин» (Тюмень) | 28 | 4 | 16 | 200-149 | 60 |
4 | «Спартак» (Ташкент) | 27 | 3 | 18 | 202-164 | 57 |
5 | «Спутник» (Нижний Тагил) | 25 | 5 | 18 | 201-161 | 55 |
6 | «Мотор» (Барнаул) | 21 | 3 | 24 | 180-185 | 45 |
7 | СКА (Хабаровск) | 18 | 4 | 26 | 157-196 | 40 |
8 | «Титан» (Березники) | 18 | 3 | 27 | 147-208 | 39 |
9 | «Строитель» (Караганда) | 15 | 8 | 25 | 182-240 | 38 |
10 | «Шахтер» (Прокопьевск) | 15 | 7 | 26 | 145-210 | 37 |
11 | «Южный Урал» (Орск) | 16 | 3 | 29 | 155-202 | 35 |
12 | «Строитель» (Темиртау) | 15 | 3 | 30 | 148-219 | 33 |
13 | «Кедр» (Новоуральск) | 12 | 6 | 30 | 128-238 | 30 |
Итоговая таблица. Первенство СССР по хоккею с шайбой. Вторая лига. Восточная зона.
Сезон 1974-1975 гг.
КОМАНДА | В | Н | П | Шайбы | О | |
1 | «Спутник» (Нижний Тагил) | 26 | 8 | 10 | 197-106 | 60 |
2 | «Рубин» (Тюмень) | 26 | 6 | 12 | 175-135 | 58 |
3 | СКА (Новосибирск) | 26 | 5 | 13 | 217-142 | 57 |
4 | «Строитель» (Караганда) | 22 | 7 | 15 | 167-140 | 51 |
5 | «Бинокор» (Ташкент) | 21 | 8 | 15 | 160-140 | 50 |
6 | «Южный Урал» (Орск) | 21 | 5 | 18 | 163-195 | 47 |
7 | «Шахтер» (Прокопьевск) | 19 | 4 | 21 | 156-174 | 42 |
8 | «Старт» (Верхняя Салда) | 16 | 7 | 21 | 128-173 | 39 |
9 | «Титан» (Березники) | 13 | 10 | 21 | 122-249 | 36 |
10 | «Строитель» (Темиртау) | 14 | 3 | 27 | 117-185 | 31 |
11 | СКА (Хабаровск) | 12 | 6 | 26 | 132-172 | 30 |
12 | «Мотор» (Барнаул) | 10 | 7 | 27 | 124-147 | 27 |
Примечание: тренер Юрий Никонов принял команду в июне 1974 года.