Герои трудового фронта

Герои трудового фронта

О спортсменах – железнодорожниках, проявивших себя в годы войны в тылу. Петр Афанасьевич — именно так, и не иначе, обращались к своему вратарю футболисты барнаульского «Локомотива» Петру Мельникову, известному и разностороннему спортсмену еще до войны. Родился он вскоре после Октябрьской революции, 6 января 1918 года, в семье первостроителя железной дороги Афанасия Максимовича Мельникова, от которого и унаследовал богатырское здоровье и стать. Вся семья трудилась ударно и приобрела известность на весь край, стала трудовой династией среди первых, что после строительства железнодорожного моста через Обь в 1915 году, перешли работать в депо. Именно из них первых строителей, и взяли свое начало трудовые династии железнодорожников Мельниковых, Целовальниковых и Корягиных. Жили рабочие в то время по обеим сторонам Гляденского оврага в землянках и шалашах. Время было тяжелое – сначала Империалистическая, а затем и Гражданская войны подорвали мирный уклад жизни населения. Но Мельниковы выжили в лихую годину и выросли достойными людьми. Старший брат – Семен еще перед войной машинистом за внедрение Лунинского метода работы, как и машинист Александр Целовальников, были награждены орденами «Знак Почета». (Лунинское движение зародилось в 1940 году по инициативе новосибирского машиниста Лунина: его паровозная бригада работала и при ремонте паровоза в депо, овладевала слесарной специальностью и могла выполнить ремонт в пути следования. Все это позволяло при недостаточном числе ремонтных бригад содержать технику в отличном состоянии. По сути – «работа за себя и за того парня», не спрашивая доплаты за внерабочее время. Инициатива Лунина не осталась без внимания: в числе первых на Алтае ее подхватили наши паровозники Александр Целовальников и Иван Иванников – игроки «Локомотива». – Прим. автора).

Петр Мельников после окончания железнодорожного училища работал в депо слесарем, а затем кочегаром и помощником машиниста на паровозе. Природное здоровье и сила духа сделали свое дело и в его успехах в спорте. Начинал, как и все, с дикого футбола босиком, занимался легкой атлетикой и баскетболом. В конце 1930-х годов Петр Мельников уже признанный и лучший вратарь Барнаула, играет неизменно за одну из сильнейших команд города – «Локомотив». Краевые газеты пестрят его снимками: вот он выбивает мяч в поле, а вот он уже его ловит, есть и снимок с подписью – «Лучший вратарь города Петр Мельников» («Сталинская смена», 12 июля 1938 года). Это в 20 лет!

Согласитесь, заслужить такое признание в столь раннем возрасте – редкость. В своем «Локомотиве» Петр Мельников не только ведущий футболист и последний оплот обороны, но и безусловный авторитет. Не удивительно, что 24 января 1941 года он назначается секретарем комсомольской организации депо, а с началом войны Петр Мельников уже известный в крае комсомольский вожак, отдающий все свои силы и знания в деле подготовки деповской молодежи к ее уходу на фронт.

В апреле 1942 года он вступает в ряды КПСС, а уже в августе того же года назначается помощником начальника политотдела, ему выдают табельное оружие – пистолет.

Вставай, страна огромная!

Это было трудное военное время, страна напрягала все силы, чтобы остановить врага во чтобы то ни стало. Ощущалась острая нехватка не только в ремонтных, но и в паровозных бригадах, а объем перевозок все нарастал. Правительством было принято решение о бронировании паровозников. Мало того, вышел приказ ГКО (Государственного комитета обороны) о возвращении назад ранее мобилизованных специалистов. Учить новых просто было некогда. Люди из депо ехали на фронт и их срочно вернули назад.

Но и здесь был тоже фронт – трудовой. Многие друзья Петра Мельникова по футбольной команде «Локомотив» всю войну ударно трудились в паровозных бригадах. Так, паровозная колонна имени ГКО старшего машиниста Николая Кузнецова стала победителем соревнования во всем Сибирском военном округе и ей за трудовые успехи было вручено переходящее Красное знамя 2-й Гвардейской стрелковой дивизии. Николай Дмитриевич Кузнецов, как мы знаем, играл до войны защитником в «Локомотиве» и был депутатом Верховного Совета РСФСР, награжден в числе первых барнаульских паровозников орденом «Трудового Красного Знамени».

Орденом Ленина он был отмечен, как и другой локомотивец Иван Иванников уже после войны. Кстати, в конце 30-х годов в его бригаде трудился кочегаром будущий начальник краевого УВД Иван Дмитриевич Налетов. Под стать им трудился и еще один член довоенной команды Александр Целовальников, машинист-инструктор паровозной колонны, вместе с братом Петра Мельниковым – Семеном. На сэкономленные ими средства в 1943 году для сталинградцев была куплена 1000 тонн угля.

В эти тяжелые годы тыл делился всем, чем мог. Рабочие отдавали для фронта теплые вещи, а в фонд обороны — свои сбережения, облигации государственного займа. Победа в Великой Отечественной войне была достигнута большой ценой и кровью, но вклад железнодорожников Барнаула в этом очень большой.

Футбольная доблесть

После войны, когда вернулись в спортивные ряды Василий Коростелев, Владимир Парменов, Андрей Свиридов, Владимир Порошин «Локомотив» сумел вернуть себе былую футбольную славу не только в городе, но и в крае. Пусть не хватало элементарного качественного инвентаря и особенно футбольных мячей, но желание соревноваться и побеждать было сильнее всего.

В 1946-1947 годах барнаульский «Локомотив» дважды завоевывает кубок Алтайского края. Особенно велика роль в этих победах капитана команды Василия Коростелева и вратаря Петра Мельникова, создавших великолепный коллектив. Оба, кстати, прекрасно играли и в хоккей с мячом. Две эти фигуры в алтайском спорте в то время явно выделялись из общего ряда. Будь в то время организована футбольная команда мастеров в Барнауле, они бы заняли в ней ключевые места: Коростелев в центре обороны, Мельников – в воротах. Кстати, был в «Локомотиве» и третий такой игрок — Андрей Свиридов, один из организаторов послевоенной команды, явно выделявшийся своими спортивными достижениями еще в довоенный период. Так в 1938 году он побеждает в краевых соревнованиях в метании диска (32 м 77 см), а в 1939 году устанавливает несколько рекордов края по легкой атлетике: в метании диска – 33 м 92 см, копья — 44 м 18 см, в беге на 100 м — 11,7 сек., опередив чемпиона края — динамовца из Ойрот-Туры Михаила Трофимова. В 1940 году Свиридов улучшает свой же рекорд края в метании диска – 34 м 37 см. Результаты говорили сами за себя, и как знать, чего бы добился Свиридов в 1941 году, если бы не грянула война. После войны он продолжил играть в «Локомотиве» полузащитником, но в 1947 году трагически погиб в центре города под колесами грузовика, насмерть припечатавшего его к рекламной тумбе. Так погиб инструктор физкультуры и капитан команды железнодорожников. Андрей Свиридов, возродивший былую славу «Локомотива».

Вместо него на эту должность был назначен Василий Коростелев, старший брат будущего капитана барнаульского «Урожая» Леонида Коростелева. И, надо сказать, Василий Коростелев стал достойным приемником Свиридова и являлся образцом спортивного совершенства, и не случайно прожил красивую и долгую жизнь, лишь год не дожив до 85-летия. Петр Мельников после войны стал работать машинистом паровоза, затем — электровоза и тепловоза, работал и на выборной должности секретарем партийного бюро цеха паровозников. Отвечал на общественных началах за спортивную работу в депо станции Барнаул. Был разносторонним спортсменом и добился высоких спортивных достижений в легкой атлетике, участвовал вместе с Василием Коростелевым в составе сборной края в Спартакиаде РСФСР 1947 года в Москве, где на параде открытия нес знамя. Участвовал в соревнованиях легкоатлетов (ядро и копье). Зимой он играл за «Локомотив» в хоккей с мячом нападающим и очень много забивал, а летом надевал вратарский свитер и был настоящей грозой для всех форвардов. Прекрасно играя на выходах, он мог ударом кулака выбить мяч чуть ли не до центра поля. Играл смело и решительно, порой грубо, но все его, несмотря ни на что, очень уважали. К несчастью, он ушел из жизни преждевременно, не дожив и до пенсии, 15 января 1971 года, когда ему только-только исполнилось 53…

Прошло много лет, как закатилась звезда барнаульских паровозников в алтайском футболе, но мы не в праве забывать имена тех игроков «Локомотива», кто ковал Победу в годы войны, думая о завтрашнем дне своей страны.

Оцените статью