Легендарный гол Василия Фомичева

ФОМИЧЁВ Василий Сергеевич

Это даже и не легенда, а быль. В далеком теперь уже 1958 году в последнем матче Первенства СССР в Омске барнаульский «Урожай» противостоял местному «Иртышу». Барнаульские футболисты в случае победы могли рассчитывать даже на второе место, третье уже было обеспечено. Омичи же могли подняться лишь на девятое. Сам матч получился по традиции упорным, так как встречались непримиримые соперники. В начале первого тайма по воротам омичей хлестко пробил Владимир Крушняков, вратарь отбил мяч, а набежавший Анатолий Федулов добил его в сетку ворот. После этого характер матча еще более изменился, и хозяева, пытаясь переломить ход поединка, допускали откровенно грубые выпады. Об этом есть запись в журнале команды, сделанная барнаульским тренером Василием Фомичевым. Есть упоминание об упущенном голевом моменте Федуловым в самом конце встречи, когда он выходил один на один с вратарем, но далеко отпустил мяч…». Матч так и закончился победой «Урожая» со счетом 1:0. И больше ничего примечательного ни в омских газетах, ни в наших найти не удалось. А между тем во время игры и после нее произошел ряд инцидентов.

Геннадий Роганов, полузащитник «Урожая» в 1957-1958 гг.:
— Во втором тайме случилась со мной неприятная история. Мне удалось отобрать мяч у лучшего омского нападающего Михаила Костякова и начать контратаку. Когда он меня догнал, то я и не ожидал, что он ударит меня локтем! И ведь попал точно в солнечное сплетение! От боли я упал и скорчился, а подбежавший к нам Геннадий Петров плюнул в Костякова, да Леня Коростелев еще ударил его по голове. Судья не ожидал такого поворота событий и растерялся, удалив с поля только Костякова и Петрова, а Коростелева – нет. Этот эпизод спровоцировал послематчевые события. Как только матч закончился, многие болельщики бросились на поле поквитаться с нами. К сожалению, в этой давке досталось и тем, кто охранял стадион от беспорядков – солдатам и милиционерам. Если бы не они, мы точно с поля бы не вернулись, так как с трибун полетели обломки кирпичей, там строительство как раз шло. Мы бросились бежать с поля в раздевалку, но она была от поля далеко и при выходе из калитки я получил сильнейший удар кулаком в лицо. Многим из наших досталось в тот вечер. Коростелеву, например, кирпич угодил в спину. Пострадали не только мы, но и солдаты, и милиция. Народ был разъярен, в сторону поля обрушился настоящий град кирпичей! Больше часа мы сидели в раздевалке, а милиция сдерживала подвыпивших болельщиков. Дело приняло нешуточный оборот, так как было много пострадавших, пришедших на медицинскую экспертизу в больницу. Глаз у меня от удара кулаком заплыл, пришлось делать примочки бодягой. Ведь на этом стадионе через три дня предстояла игра в зачет Спартакиады народов РСФСР! «Урожаю» и «Иртышу» после такого побоища нужно было помириться и играть до победы. Ситуация складывалась тяжелейшая и опаснейшая, неоднократно звонили в Москву: как быть? Этот матч был взят под контроль омского обкома партии. Первый его секретарь дал задание собрать обе команды во Дворце культуры, где мы выслушали пламенную речь о спортивной дружбе, нам было предложено забыть все, что случилось между нами, а в конце встречи показали хороший спортивный фильм. Мы-то пообещали забыть, а как это приказать зрителям?

Характер надвигающегося матча можно было себе представить, и если у омичей не играл только Костяков, а больше никто не пострадал, то у нас не досталось на орехи только тренерам и удаленному ранее Петрову, а остальные были посечены обломками кирпичей. И матч получился чудесным – 3:3! А тогда, если ничья, то послематчевые пенальти не били – вновь переигровка! Продолжаем жить в Омске еще несколько дней. В переигровке вновь фиксируется ничья – 1:1. Ребята уже шутят: «Уехал на три дня, а вернулся через полторы недели! Там уже кто-нибудь в моих тапках ходит!». Наконец, в третьей игре у нас уже и играть почти никто не может: кто травмирован, кто хромает. Что делать? Тренеры Борис Иванович Белков и Василий Сергеевич Фомичев решили играть сами. И вот что интересно: Фомичеву удается забить единственный и победный гол! Он в «стенку» с кем-то сыграл, вышел один на один с вратарем и забил!

Добавлю от себя, что это были только отборочные матчи спартакиадного турнира, финал которого прошел в 1959 году в Ленинграде, Выборге и Кронштадте. А в 1958 году барнаульские футболисты, заняв третье место в зоне, добились наивысшего успеха в своей истории: Первой лиги тогда еще не было. В 1959 году наш славный «Урожай» под руководством Фомичева, победив в отборочных матчах иркутян и приморцев, вышел в финальную часть II Спартакиады народов РСФСР и занял четвертое место! Выше алтайские футболисты в Спартакиадах больше никогда не поднимались. Не поднялись бы и тогда, если бы проиграли хотя бы один матч спартакиадного турнира осенью 1958 года в Омске. Но все решил гол великого алтайского тренера Василия Фомичева.

Оцените статью