Патриарх алтайского спорта. Александр Матвеевич Ефанов

Александр Матвеевич Ефанов

Александр Матвеевич родился в Барнауле 21 декабря 1920 года. Жил в бедняцком квартале на Сузунской улице (сейчас – Интернациональной. – Прим. В.Л.), где позднее построили крайком партии. Детство было голодным, и он с такими же пацанами-голодранцами ходил к церкви бить из рогаток воробьев и голубей, которых подкармливали прихожане. Подбитых птиц пацаны затем ели. Однажды маленький Сашка услышал от приезжих крестьян, что голубей бить нельзя, так как они «божья птица». А нужно их подкармливать: «голодные голуби – голодные люди», примета такая народная есть. С тех пор он всегда при случае крошил им хлеб и кидал семечек. Не хотел, чтобы народ голодовал или жил плохо.

От стадиона СТС о стадиона «Динамо»

Учился Саша в 6-й советской школе. Здание это и сейчас сохранилось, оно почти примыкает к Южной трибуне стадиона «Динамо». Трехэтажное, из красного кирпича, дореволюционной постройки, оно многое и многих видело. До 1929 года как такового стадиона «Динамо» еще не было. На том месте была земляная футбольная площадка СТС с несколькими рядами деревянных скамеек, а также секторами для прыжков в длину, беговой дорожкой, турниками и волейбольной площадкой. Большинство молодежи предпочитало в летнее время года обитаться на стадионе СТС (советских торговых служащих. – Прим. В.Л.), а в зимнее – кататься на коньках по Демидовской площади с ее знаменитым столбом. Кстати, рядом было здание 42-й школы, девять классов которой и окончил Ефанов в 1938 году. Но это уже было после того, как он закончил семь классов первой школы.

Саша Ефанов был способным учеником, но нужно было работать. Жил он тогда уже на Малой Олонской улице, рядом с речкой Барнаулкой. Так как он был спортивным парнем, заводилой уличных соревнований, он приглянулся председателю краевого Совета «Спартак» Антону Васильевичу Петрову (в годы войны он станет Героем Советского Союза и его именем назовут одну из крупнейших улиц Барнаула. – Прим. В.Л.). Так молодым совсем спортсменом Ефанов в 1936 году становится работником «Спартака». В свободное от работы время он летом играет футбольным вратарем, а в зимнее – нападающим «Спартака» в хоккее с мячом. Его спортивные успехи год от года растут. А могло быть и по-другому. Еще подростком он мог встать на «скользкий путь», когда со сверстниками обворовывал торговцев-китайцев, которых тогда в Барнауле было великое множество. Легкая нажива притягивала пацанов во все времена. Хорошо, что вовремя взялся за ум. Этому помог спорт – он оберег от тюрьмы, помог стать известным человеком не только в спорте, но и в жизни. А тогда все начиналось как и у всех, с тряпичного мяча, с матчей «улица на улицу», когда «голые играли на одетых», так как общей спортивной амуниции у команд еще не было. Но когда Ефанова приметили, то стали брать играть из юношеской команды «Спартака» – за юношескую «Динамо». А это уже было признанием таланта. Динамовцы в конце 30-х годов ездили играть со сверстниками в Новосибирск, Бийск и Горно-Алтайск.

За Сталинград!

А осенью 1940 года Антон Петров направил лучшую спартаковскую молодежь в военные учебные заведения. Так Ефанов оказался в Сталинградском летно-техническом училище. Здесь он и встретил войну. Охранял от немецкой авиации Сталинградский тракторный завод. До 1942 года был механиком полка истребительской авиации. К тому времени он уже на отлично окончил это училище и был за способности к технике и знаниям оставлен в нем в качестве инструктора молодого пополнения. Готовил к боевым вылетам истребители И-16, Яки. Освоил немецкую технику. Помогал готовить защитников Сталинграда, истребителей-перехватчиков. Здесь же, в пригороде, в Тумраке, стоял женский авиационный полк бомбардировщиков ПО-2. Александр Матвеевич готовил и эту технику для боевых вылетов на Ростов. Знал многих легендарных летчиц, героинь войны. В 1942 году, когда Сталинградская битва уже стерла город с лица земли, Ефанов был переброшен в Казахстан, где также готовил кадры к истребителям. До 1946 года он обучал молодежь в Кустанае и Федоровке. Был награжден многими боевыми медалями.

Старший сержант запаса Александр Ефанов вернулся в родной Барнаул живым и невредимым и сразу же с головой ушел в спортивную работу. Он работал не покладая рук над развитием спорта в Барнауле инструктором в «Спартаке», а затем в горкоме физкультуры вместе с его председателем Семеном Банниковым, который в годы войны руководил крайспорткомитетом.

Послевоенные годы

Достаточно сказать, что зимой 1947-1948 годов в Барнауле проводились городские соревнования по хоккею с мячом среди восьми команд, а к зиме 1951 года – уже среди четырнадцати! А ведь тогда здорового мужского населения было в десятки раз меньше, чем сейчас! Тем не менее Ефанову удалось поднять работу по пропаганде спорта на должную высоту. Он являлся одним из сильнейших футбольных вратарей Барнаула. Лучше был только вратарь барнаульского «Локомотива» Петр Афанасьевич Мельников. А в хоккее Ефанов – играющий тренер динамовцев, которые играли на первенство РСФСР и Кубок РСФСР. По существу эта команда выигрывала в крае все, что можно было выиграть до середины 50-х годов. Энергии Ефанова мог позавидовать любой: он играет, тренирует хоккеистов и баскетболистов, отлично играет кроме всего этого и в бильярд. В то время бильярд был на полулегальном положении: играли в него тогда на деньги, или, как тогда говорили «под интерес». Бильярдные столы тогда стояли в парках, в пивных. Там же и крутились любители «покатать шары», завлечь в игру и облапошить какого-нибудь «лопуха» или «лоха», как сейчас говорят. Так вот, Александр Матвеевич отдал много сил и энергии для легализации этого вида спорта в 90-х годах. Не случайно он и поныне является почетным членом краевой федерации бильярдного спорта.

Пионер алтайского хоккея

А в конце 40-х годов он первым в Барнаул привез клюшку для хоккея с шайбой. Пропагандируя новый вид спорта, выкатывался с ней перед матчами хоккеистов-«русаков». Стадион обычно удивленно гудел, завидев диковинную клюшку с непривычным крюком «под углом».
В то время Александр Матвеевич успешно окончил исторический факультет барнаульского учительского института, учебные корпуса которого располагались тогда на 9-й Алтайской улице (сейчас – Молодежной) и на Первом или Втором Прудском.

Если говорить об образованности этого человека, то можно говорить долго, но я перечислю только те учебные заведения, которые он окончил. Кроме учительского (который затем станет педагогическим) Александр Матвеевич имеет дипломы об окончании ленинградской школы руководящих спортивных работников и института физкультуры им. Лесгафта. Он успешно работал в АСХИ, где у него в конце 50-х была очень приличная баскетбольная команда. В Гороно он всех увлек идеей об организации детских школьных соревнований по хоккею с шайбой. И такие школьные турниры ежегодно стали им проводиться среди ребят старшего школьного возраста, которые затем прямиком пополняли юношескую команду «Спартака» (так называлась барнаульская хоккейная команда мастеров до создания «Мотора». – Прим. В.Л.). Сборные школ Барнаула разыгрывали звание чемпионов. Эти соревнования Ефанов придумал задолго до знаменитой «Золотой шайбы». Из этих соревнований в большой хоккей вышли Леонид Миневич и Владимир Колузганов, Владимир Гальченко и Борис Широнин, Геннадий и Борис Лихомановы и … Да стоит ли перечислять всех, кто прошел через руки Александра Матвеевича? Их многие сотни, достойных и известных людей.

Приятно вспомнить

В 1955 году Ефанову было присвоено звание «Судьи республиканской категории по футболу». Футбольным арбитром на Алтае он был выдающимся. Самые трудные и решающие матчи доверялись судить именно ему, и он прекрасно с этим справлялся. Никогда не отказывался даже от сомнительных для его репутации и квалификации матчей. Ярким примером тому служат финальные матчи первенства завода «Трансмаш», когда для их обслуживания приглашался динамовец Ефанов. Больше никто не мог справиться с судейством сильнейших цеховых команд завода. Сейчас об этом вспоминается с улыбкой, но тогда эти «бои» за звание чемпиона приобретали по его ходу нешуточный характер.

Ефанов с успехом судил футбольные матчи первенства РСФСР, затем с 1957 года – команд класса «Б», а по итогам футбольного сезона 1961 года входил в число 20 лучших арбитров РСФСР. Это было феноменальным признанием футбольного таланта Александра Матвеевича. Подобного успеха из алтайских арбитров добивались только барнаульцы – Александр Бородин в 1960 году, вошедший в число 15 лучших и Валентин Подолько в 1980 году, вошедший в десятку лучших арбитров РСФСР. Даже единственный в истории алтайского футбола судья всесоюзной категории Александр Михайлов в такие реестры не входил. Я как-то еще давно спросил у Ефанова – каким образом он попал в такой почетный список? И он ответил: «Видимо, у меня не было по судейству никаких замечаний. На выезде я никогда не выпивал с руководителями команд, не давал им повода для лишних разговоров. Судейство мне нравилось как занятие, которое продлевает спортивную жизнь бывшему футболисту. Всегда брал пример с достойных арбитров.

А такие у нас были еще в 30-х годах – Кукушкин и Любимов, а в 40-х эвакуированный сталинградский арбитр — Иван Иванович Усов. Он приехал в Барнаул в 1942 году и работал на «Трансмаше» начальником ОТИЗ. В конце 40-х годов ему первому из алтайских футбольных арбитров было присвоено звание судьи республиканской категории. В 1955 году такое же звание получил я, через год – Борис Баринберг, а в 1959 году и Борис Вальчук…»

Александру Матвеевичу доводилось судить и матчи команд высшей лиги (тогда она называлась первой группой класса «А»). Часто он вспоминает матч 1960 года в Алма-Ате, где местный «Кайрат» принимал динамовцев Киева. Первый тайм закончился вничью – 0:0, а общий итог матча в пользу киевлян – 5:0! Тогда только-только вошел в основной состав «Кайрата» Станислав Каминский, бывший игрок барнаульского «Урожая». Как не «упирались» хозяева, но у киевлян мастерство оказалось выше (в следующем году они стали чемпионами страны), однако после игры болельщики кричали Ефанову – «Судья, молодец!», а капитан «Кайрата» подарил ему после игры на память значок. Разве такое забудешь? Приходилось Александру Матвеевичу судить и международные товарищеские матчи: пермской и китайской команд, еще один – при участии турецких футболистов.

Все это время он неустанно занимается самообразованием, много читает, делает записи интересующих его статей и работает, работает, работает… Его охотно зовут на работу спортивные общества «Спартак», «Динамо», «Учитель», «Буревестник», «Урожай», «Труд», в Гороно, в спортивные школы. Он учит студентов сельхозинститута, политехнического, где становится старшим преподавателем кафедры физвоспитания. Тысячи алтайских спортсменов помнят его с благодарностью.

Залуги Ефанова

В 1967 году Ефанова приглашают в футбольную команду «Темп» начальником команды. Он работает бок о бок с тренерами Василием Сергеевичем Фомичевым и Анатолием Николаевичем Секриером. Команда неудачно стартует, но по ходу турнира исправляет положение и финиширует достойно. И заслуга Ефанова в этом есть: судьи стали относиться к команде «Темп» более уважительно, ведь в ней тогда работал их товарищ по судейскому цеху. Да и в Москве Ефанова знали достаточно хорошо, и с самой лучшей стороны. Он поощрялся различными почетными грамотами всесоюзного значения, начиная от ЦК ВЛКСМ и заканчивая Всесоюзным комитетом по физкультуре и спорту, был награжден почетными спортивными знаками: «Отличник физической культуры и спорта», «За заслуги в развитии физической культуры и спорта», «50 лет ГТО» и др.

Закончил судить команды мастеров он в 1969 году и так до самой пенсии оставался на спортивной работе. Уже будучи на пенсии Александр Матвеевич занимался большой общественной деятельностью, был заместителем председателя краевого совета ветеранов спорта. Входил в комиссию по проверке сдачи норм ГТО и готовности к эксплуатации стадионов.

Всегда среди молодежи, всегда в гуще спортивных событий. Его жизненный путь служит нам ярким примером как должен использовать свое предназначение на Земле человек.

*   *   *

«Дедушка» барнаульского «Кожаного мяча»

Когда в 1949 году он пришел работать в городской спорткомитет, то первым делом он взялся за вовлечение подрастающего поколения в занятия спортом. Особое внимание уделял ребятам из неполных семей, чьи отцы погибли на фронте. Таких были тысячи и, понятно, всех душевной добротой не обогреть, но он стремился к этому. Потому что понимал всю важность вверенного ему дела. Замечу, государственного значения. Александр Матвеевич ходил по улицам города, смотрел за проходящими там баталиями по «дикому футболу», знакомился с уличными вожаками и сумел убедить их привести свои команды на стадион «Динамо» для участия в первых городских соревнованиях уличных команд. Заметим, задолго до создания легендарного «Кожаного мяча». Фактически даже он был не «отцом», а «дедушкой» барнаульского «Кожаного мяча».

Знаменитый барнаульский футболист Борис Брыкин до сих пор помнит, как его команда с Ленской улицы в финале этого турнира проиграла более старшим ребятам из трудовой воспитательной колонии (ТВК). Из этих соревнований в дальнейшем и пошел в гору клубный барнаульский футбол. Из уличных команд появились подростковые и юношеские, которых под свое крыло взяли взрослые заводские коллективы. Ребята с Ленской улицы, Комсомольского и Жилплощадки стали играть за команду меланжистов – «Красное знамя». Там начинали никому тогда не известные будущие звезды нашего футбола – Борис Брыкин, Владимир Крушняков, Александр Вяткин и др. За ВРЗ играли ребята с улиц этого рабочего поселка – братья Чучаней, Анатолий Федулов, Александр Немировский, Борис Золотухин и др. За «Локомотив» – пацаны с окрестных улиц и поселка Осипенко: Борис Кузьминых, Геннадий Роганов, Алексей Коростелев и др. За «Динамо» – ребята с нагорной части города и его центральных улиц. За «Дзержинец» (команду завода «Трансмаш») – ребята с Западного поселка и т.д. Это был большой прорыв в барнаульском футболе с подачи тогда еще достаточно молодого спортивного организатора Александра Ефанова. Еще совсем юные спортсмены под его руководством росли хорошими арбитрами буквально на глазах, потому что он им доверял судить серьезные турниры взрослых спортсменов. Внимательно следил за действиями своих воспитанников, учил, подсказывал.

Оцените статью