В несколько строк уложилась вся его спортивная судьба, но за этими строками вся его хоккейная жизнь, длинная, разухабистая, счастливая и не очень. Вспомнить можно многое, и все так или иначе было связано ведь с хоккеем, нашим хоккеем — барнаульским. Теперь Вячеслав уже и сам настоящий ветеран, причем заслуженный. О нем постоянно пишут в газетах, в хоккейных книгах, он выступает на радио, по телевидению. Его знают все, но вот как он играл, молодое поколение не видело, и поэтому цель этой публикации — рассказать о легендарном форварде более подробно. Интерес к нему вырос вновь после того как развалился «Мотор», который вывел в Высшую лигу он, а выкинули его команду оттуда уже другие люди. Сейчас он возглавил «Алтай», который со временем должен выйти вновь в Высшую лигу, чтобы продолжить хоккейные традиции алтайского хоккея.
Родился он в весьма благополучной семье, родители его были образованы и тоже постарались воспитать сына и дать ему образование. Детство Вячеслава прошло на «Овчинке», районе «боевом», неспокойном. Единственное, что могло и, кстати, помогло, избавить от «улицы» — был спорт. Футбол и хоккей. В середине 60?х годов, когда Славка записался в хоккейную группу тренера Геннадия Михайловича Роганова, был построен новый хоккейный стадион «Мотор». Ходить на тренировки было недалеко, тренер очень нравился. Надо сказать, что пацану очень повезло, что он попал в руки настоящего хоккейного мастера, который знал и умел очень многое. Но самое его главное качество было — умение показать технический прием и доходчиво объяснить, как он должен быть выполнен. Роганов был кумиром барнаульских болельщиков хоккея, и пацаны к нему тянулись. Хорошо он играл и в футбол. Поэтому и детская футбольная команда «Мотора», где заводилами были Славка Бугорский и Генка Лаптев, летом выступала в первенстве города очень прилично среди сверстников.
Вячеслав Витальевич Бугорский. Родился 26 марта 1954 года в Барнауле. Легендарный центрфорвард барнаульского «Мотора», в котором отыграл 16 сезонов с 1970 по 1987 год (зимой 1976?1977 годов играл в новосибирском СКА). На его счету более 600 матчей и 332 шайбы в составе «Мотора». Он рекордсмен по заброшенным шайбам во всей истории барнаульского хоккея, ему принадлежит рекорд заброшенных шайб за один сезон (1985?1986?гг., 46 шайб). После окончания игровой карьеры работал в команде главным тренером, начальником команды. С 1990 года был руководителем хоккейного клуба «Мотор», его президентом. Заслуженный работник физической культуры и спорта.
Да, да! Раньше так и было: летом все спортивные клубы выставляли на первенство города по футболу по четыре команды. Детскую, подростковую, юношескую и взрослую. А зимой все клубы играли в хоккей с мячом, также клубным зачетом. Кроме шайбистов. У тех были свои соревнования. Так вот, Бугорского, единственного из хоккеистов, в 1971 году взяли в юношескую футбольную команду барнаульского «Динамо», которая участвовала в Сухуми в финальных соревнованиях ЦС «Динамо». И, кстати, Бугорский и там забил один мяч. Может быть, забил бы и еще, но не имел навыка играть в бутсах и поначалу «спотыкался», но постепенно адаптировался и к ним.
Лет с двенадцати Вячеслав становится ведущим игроком детского «Мотора», он очень быстр, хорошо катается, постоянно заряжен на ворота соперников, его трудно удержать. С 15 лет его начинают привлекать к тренировкам главной команды, в шестнадцать — он первый кандидат из нападающих — юношей «Мотора», в основной состав.
4 декабря 1970 года «Мотор» во Дворце спорта принимал ангарского «Ермака». Это была встреча аутсайдеров, но трибуны Дворца спорта были почти заполнены до отказа. Уже на второй минуте вратарь «Мотора» Белозеров пропускает шайбу — 0:1. Тренеры «Мотора» выпускают на лед совсем юного Бугорского, и тот в первой же своей игре, на последних секундах первого периода сравнивает счет. Вот как об этом событии написал известный тогда спортивный журналист Александр Машкин (под псевдонимом Тим. Это первые три буквы его отчества: Тимофеевич. Еще иногда он подписывался и как Александр Днепров): «дебютант «Мотора» юный Бугорский смело пошел на обострение. Бросок. Радостно вскинутая вверх клюшка — 1:1. Окрыленные успехом, моторостроители побеждают — 4:1».
И на следующий матч Владимир Семенович Серегин ставит Бугорского в основной состав, и тот вновь забивает шайбу армейцам Хабаровска, но матч «Мотор» тот проиграет (6:7).
После Нового 1971 года на место главного тренера Мухина прибыл новосибирец Юрий Михайлов, который смело стал вводить в основной состав моторовскую молодежь — Бугорского и Столярова. Оба вскоре стали лидерами команды. 12 января 1971 года Бугорский играет свою третью игру и забрасывает свою третью шайбу, на этот раз в ворота междуреченского «Вымпела» (4:1). Так он сразу же самоутверждает себя в команде. И в конце следующего сезона, в котором он уже равноправный игрок, на его счету будет 11 шайб! Для 18-летнего парня это совсем неплохо.
Раньше ведь как отслеживали таланты с периферии? Тренеры юношеских сборных внимательно штудировали протоколы матчей команд первой и второй лиг, в надежде отыскать по ним талантливую молодежь. Но по тем временам редко кто из молодых так «выстреливал»! Тренеры молодежной сборной СССР Юрий Баулин и Николай Эпштейн пригласили по итогам сезона 1971?1972 годов Бугорского на просмотр в Москву. Было это весной 1972 года. Молодежная сборная СССР провела три товарищеских матча со сверстниками из Чехословакии (в Москве, Воскресенске и Электростали). Вячеслав забросил тогда две шайбы. А в начале ноября 1972 года он выезжал со сборной на две товарищеские встречи в Финляндию. Бугорский играл в одной тройке с пензенцем Владимиром Голиковым (вскоре после этого перейдет в «Химик», а затем в московское «Динамо», станет четырехкратным чемпионом мира, обладателем Кубка Канады-81, заслуженным мастером спорта) и Владимиром Гостюжевым (из ЦСКА). Первый матч советская молодежка выиграла — 5:1 (пятую шайбу забросил Бугорский), а вторую свела вничью — 1:1. 8 ноября, в день игры с прокопьевским «Шахтером», Слава вернулся в Барнаул, но Михайлов решил дать ему отдохнуть, хотя он рвался в бой. Вместо игры пришлось дать первое свое интервью для газеты «Молодежь Алтая». Вот что тогда сказал он: «В сборной нас было 19 человек. В основном, это ребята из команд высшей лиги — ЦСКА, «Спартака», «Химика», ленинградского СКА и горьковского «Торпедо». Если так можно выразиться, периферийный хоккей был представлен лишь в моем лице. А это обязывает ко многому. Ведь, чтобы закрепиться в сборной, мне надо тренироваться и тренироваться. Потому что при равных качествах с любым игроком из именитой команды предпочтут его, а не меня. Значит, надо его в чем-то превосходить.
Тренировки в сборной, которые проводили известные тренеры Эпштейн и Баулин, отличаются от наших в «Моторе». Там главное внимание уделяется сыгранности, азам не учат. И это тоже нелегко. Наша тройка старалась играть так, чтобы было приятно каждому. В первом матче наша тройка забросила две шайбы из пяти. Пятую посчастливилось забросить мне. Во втором матче, закончившемся вничью, нашему звену не все удавалось, и тренеры нас выпускали на лед только в двух периодах — первом и третьем. Конечно, я очень рад, что пришлось сыграть в форме сборной страны. Ответственность-то какая! Да и соперник интересный. Финны — ребята смелые, сильные, играют в боевой хоккей. Катаются не хуже нас и уступают разве что в быстроте комбинаций и работоспособности.
А разве забудешь, как летели домой вместе с олимпийскими чемпионами — Третьяком, Михайловым, Якушевым…
И все же соскучился по Барнаулу, по «Мотору». Может быть, завтра поставят играть на матч с «Шахтером». Очень хочется сыграть».
На следующий день тройка Бирюков — Спирин — Бугорский будет лучшей на площадке, забросив две шайбы из четырех (4:2).
Не сказал в этом интервью Вячеслав о том, что тренер молодежной сборной и главный тренер воскресенского «Химика» Николай Семенович Эпштейн приглашал его настойчиво в свою команду. Для 18-летнего парня это был огромный шанс, но он решил от него отказаться. Главному тренеру «Мотора» Юрию Михайлову не хотелось терять очень перспективного нападающего и он отговорил его от перехода. Кстати, тогда никаких компенсаций за игроков не полагалось. Нужно было только написать заявление по собственному желанию. И все.
Далее события развивались так. Бугорского больше в сборную не вызвали. На очередные сборы от нашего региона поехал нападающий из Новокузнецка Александр Корниченко, а из Нижнего Тагила — Александр Балдин, которые весной 1973 года стали мастерами спорта СССР, завоевав золотые медали европейского первенства в Ленинграде. Вместе с ними праздновали успех Владимир Голиков и Владимир Гостюжев, игравшие в одной тройке с Бугорским. Пензенец Голиков принял предложение Эпштейна и вскоре переехал в Воскресенск. Гостюжев со временем оказался в «Крыльях». Бугорский же навсегда свяжет свою судьбе с барнаульским «Мотором». В том сезоне 1972?1973 годов он забросит в ворота соперников 20 шайб! Это в 19 лет!
Вячеслав отличался завидной психологической устойчивостью, упорством. Он не боялся трудностей и при неудачах не паниковал, а продолжал искать пути к достижению успеха. Он очень рано стал лидером команды, в дальнейшем будет ее комсоргом и капитаном. Основными его козырями в игре были: удивительная заряженность на гол, умение правильно предложить себя для острой передачи, и четко завершить атаку, ну и высокая скорость. Без нее в большом хоккее делать нечего. И надо сказать, что по элементам физподготовки Бугорский всегда был в числе лучших в «Моторе». Потому что был режимным хоккеистом, любил хоккей, дорожил своим местом в команде.
За свою игровую карьеру Вячеслав Бугорский добился уникального результата, играя в не преуспевающей команде, а в довольно заурядной по своим итоговым результатам, хотя и боевитой.
Все достижения алтайских бомбардиров в сравнении с его достижениями кажутся невыразительными. Они могли быть намного выше, если бы не тяжелые травмы. За известным нападающим иногда просто охотились, чтобы вывести его из строя и упростить задачу своей команды. Все, что можно было сломать или отбить, было сделано: перелом лодыжки, плеча, ребер, пальцев рук, неоднократно — рук, тяжелая травма колена, выбиты пять передних зубов, сотрясения. Я уж не говорю о многочисленных ушибах, ссадинах, вывихах и прочем хоккейном «насморке».
Бугорский играл именно в самых горячих точках — перед воротами, старался добить отскочившую шайбу от вратаря, подставить клюшку под бросок, чтобы шайба изменила свое направление и влетела в ворота. И сейчас таких игроков мало и тогда их было немного.
Говорить в сослагательном наклонении, конечно же, интересно: как бы все повернулось в судьбе хоккеиста Бугорского, если бы он принял предложение Эпштейна и уехал бы в Воскресенск, как уезжают сейчас десятки барнаульских мальчишек по крупным хоккейным центрам, в надежде выйти в высший хоккейный свет. В той молодежной сборной СССР, например, играл в первой тройке нападения Виктор Жлуктов из ЦСКА, который станет весной 1973 года в Ленинграде лучшим нападающим первенства Европы, а самым результативным стал Владимир Голиков (10+4). Так начиналась игровая карьера великих хоккеистов, которые сделали свой выбор.
Бугорский решил поднимать команду сам. То, что он хотел стать затем тренером, он для себя решил уже давно. Успешно окончил педагогический институт в 1976 году и на один год был призван в армию — играть за армейцев Новосибирска, которые играли тогда в одной зоне с «Мотором». Вернувшись из армии, он оставался лидером команды, исправно забивая каждый сезон около 20 шайб, а то и больше. Но наиболее успешными и памятными сезонами стали три года, проведенные в команде под руководством тренера Леонида Георгиевича Киселева. В первый же год при нем «Мотор» занял очень высокое второе место, прыгнув за год с 11 места! Бугорский забросил тогда 33 шайбы, а в следующим сезоне — 46! «Мотор» тогда занял третье место в зоне, и год спустя он будет третьим. Но травмы уже давали о себе знать все больше и больше. Весной 1987 года он заканчивает свою карьеру игрока. Последние две шайбы он проводит в ворота альметьевского «Нефтяника» и куйбышевского «Маяка». В том сезоне он забросил 10 шайб.
Вячеслав Бугорский закончил играть в 33 года, показав за 16-летнюю карьеру игрока выдающийся результат, прославив алтайский хоккей своей результативной игрой.
О новейшей истории «Мотора» знают все, и о заслугах в этом деле Бугорского написано немало. Он действительно в 1990 году взялся руководить клубом, который был всем обузой, и желающих тащить этот воз не было. В тот период мы работали вместе и я знаю, наверное, больше, чем кто-либо. Трудно было. И играли в «дохлой» лиге, где половина команд были молодежными или временными. И чуть ли не китайской лапшой питались, но выжили. Бугорский добился сначала для клуба стадиона, а затем и устойчивого финансирования. После этого уже можно было говорить о высшей лиге.
Как известно, в высшей лиге «Мотор» играл при нем шесть лет, команда сделала качественный шаг вперед, заняв общее восьмое место и попав в переходный турнир плей-офф лучших команд как «Востока», так и «Запада». Это был первый успех команды в высшей лиге.