В 70-х годах прошлого века у барнаульского «Динамо» каждый раз перед началом нового футбольного сезона собиралась настолько сильная команда, что попасть в число 18 счастливчиков после тяжелейших почти месячных сборов молодому игроку из заводской команды было просто нереально. А вот 22-летний Виктор Шестаков попал в «Динамо» именно так, причём в 1973 году, когда состав был ну просто-звёздным! А задача – самая высокая и самая заветная.
Шестаков Виктор Иванович. Родился 24 апреля 1951 года в г. Барнауле. Воспитанник барнаульского «Темпа». Играл в футбольных командах «Темп» (1972, 1974-1982 гг.), барнаульское «Динамо» (1973, 1976 гг.). Обладатель Кубка Сибири и Дальнего Востока (1975 г.), бронзовый призёр ЦС «Труд» (1972 г.), бронзовый призёр Кубка РСФСР среди КФК (1975 г.). Многократный чемпион края (1972-1975, 1977, 1979, 1982 гг.), обладатель Кубка края по футболу в составе «Темпа» (1975-1977, 1979, 1981, 1982 гг.).
Второй и третий призёр зональных соревнований второй лиги в составе «Динамо» (1973 и 1976 гг.). Неоднократный чемпион края по хоккею с мячом в составе «Темпа». В «Динамо» за два года сыграл в 23 официальных матчах (четыре из них – кубковые).
Виктор Шестаков – центральный нападающий, был взят в заводскую команду «Темп» тренером Анатолием Николаевичем Секриером сразу после армии в конце 1971 года и он сразу же стал едва ли не самой заметной фигурой в атаке трансмашевцев. Только за один 1972 год он забил в официальных городских и краевых соревнованиях 54 мяча! При том, что в то время откровенно слабых команд в первой группе первенства города не было, не говоря уже о крае. Играли полупрофессиональные команды, игроки которых зачастую от работы на предприятиях были освобождены, получали зарплату, числились «подснежниками».
Достижение, само по себе, уникальное: забить столько сможет только физически и технически одаренный форвард, причём, далеко не каждый. У нас в барнаульском массовом футболе такие были, но чтобы столько забили за сезон голов, не помню! Тот год примечателен тем, что в Барнаул приехал работать в «Динамо» известный футболист Станислав Каминский. И хотя работал он начальником команды, но все достаточно хорошо, среди специалистов футбола, понимали, что он в Барнаул приехал возглавить команду. Станислав Францевич особо и не скрывал, за дело взялся рьяно, был частым гостем на всех городских стадионах, просматривал перспективную молодежь и одним из первых взял на карандаш Шестакова. То, что парень недостаточно мягко работает с мячом и его тактический кругозор узок, будущего маститого тренера не смущало – зато сколько огня в нём, разудалого напора, пробивной силы! Да и скроен ладно, рослый, быстрый, просто искры ногами высекает! А в завершении каков! Не раздумывая лезет в самое пекло штрафной и находит наикратнейшие решения для удара. Беру, даже не раздумывая, решил Каминский.
Помнится, меня все удивляло и даже поражало – почему у Шестакова мяч после его удара отскакивает от штанги в ворота, а у других – в поле? Просто редкой «прухой» обладал! Не заметить это было нельзя. Особенно любил выскочить на опережение из-под защитника и горе тому, если не уследил за манёвром форварда: «лапу» свою поставит – гол!
В 1973 году я его уже не видел – был в армии, но говорят, что приключилась с Виктором в «Динамо» неприятная «штанговая болезнь». В тех ситуациях, в которых он раньше забивал пять из пяти, мяч у него стал от штанги отскакивать уже не в сетку ворот, а в поле, не мимо вратаря – а в лоб тому. Каминский, видя такое дело, решил поддержать Виктора, доверил бить пенальти в домашних сериях с Хабаровском и Камчаткой: два раза бил и ни одного не забил – вообще «закодировал» парня. Не идёт мяч. Но что самое интересное – на тренировках «летит всё», в игре – ничего. Психология.
Решил Виктор перестраивать игру, «спускаться ниже», «завязывать» там через пас и … вообще свою игру растерял. Подошел в конце сезона начальник команды Борис Иванович Вальчук и по-отечески сказал: «Тебе играть надо, чтобы на этом уровне уверенность пришла, большая игровая практика необходима, а нам сейчас нужен результат, ждать мы не можем. Ты у нас на заметке, будем за тобой следить, мы ещё тебя позовём назад.»
Так в общем-то и получилось. В 1976 году новый старший тренер «Динамо» Владимир Григорьевич Маркин позвал назад. Но до этого было возвращение в родной коллектив и потеря прежней игры. Какие там 50 голов? Двадцать бы забить… Хорошо, что ребята поддержали – Владимир Боронин, Юрий Батенев, Юрий Анисимов, Владимир Карингин – не дрейфь Виктор, все у тебя получится. Потихоньку, но игра возвращалась, пусть уже не прежняя, и не сразу, но было заметно, что команда верит в него, доверяет ему.
Сейчас мне вспоминается схожая ситуация 2005 года, когда тренер динамовцев Владислав Соснов «доверил» бить послематчевые пенальти в кубковой встрече с новокузнецким «Металлургом» совсем молодым ребятам – Максиму Богомазову и Андрею Полянскому, когда цена победы была столь высока, а победитель выходил на московский «Локомотив»! Никогда ранее барнаульцы ещё не встречались в официальных поединках с действующим чемпионом страны, во главе с тренером сборной России Юрием Семиным. Не трудно было предположить, что творилось в душе каждого молодого футболиста. Не случайно, что оба промахнулись и в дальнейшем играли уже не столь ярко, как прежде. В них поселилось чувство неуверенности в своих силах, вины, но так ли уж они были виноваты? Тренерский просчет просто очевиден!
В 1974 году игра у Шестакова не ладилась, его прицел явно сбился. Он пытался перестроить свою игру и стал делать-то, что никогда не делал: начинать атаки из глубины, через комбинации. Даже опытные партнеры недоумевали, а Юрий Батенев и вовсе как –то сказал, как отрезал: «Иди вперед, в штрафную, без тебя здесь в центре разберемся».
«Темп» был сплоченным коллективом с бойцовским характером, настоящий чемпион. Ребята из «Темпа» делали свое дело профессионально, за счет самоотдачи и самосознания они добивались высоких стабильных успехов. Лидеры «Темпа» — Владимир Боронин и Юрий Батенев были настоящими помощниками своему тренеру Анатолию Николаевичу Секриеру. На них все и держалось. Секриер все видел и все знал про каждого футболиста. Похоже, он был прав, когда не хотел отпускать Шестакова в «Динамо». Категорически был против: рано ещё ему играть рядом с такими «зубрами» — говорил он.
Но разве от Каминского отобьёшься, забрал все равно. Он создавал впервые в жизни свою команду, под себя, на свой вкус, и Виктора видел на острие динамовской атаки. Но не учел молодой и еще неопытный тренер, каково будет играть парню при переполненных трибунах в несвойственную ему игру, совершенно другого плана, когда рядом будут высококлассные исполнители, которые могут Шестакова и «не увидеть» в роли завершителя атак. Они привыкли уже играть между собой, как только Каминский заставил их «опустить мяч на землю».
Неудачи на футбольном поле серьезно подтачивали психологию Виктора, он остро ощущал, что оказался не готов к столь серьезному испытанию, понимал, что ему нужно было выбирать коллектив по себе. В «Темпе» все играли на него и он не боялся ошибки в завершении атаки, испортить труд всего коллектива, ведь таких моментов ему партнеры создавали за игру не один раз. А на более высоком уровне, в «Динамо», такой момент мог представиться и один раз за всю игру, груз ответственности многократно возрастал и давил нещадно.
В «Темпе» ему помогли вновь обрести себя и уже в 1975 году Виктор Шестаков опять, как и прежде, становится лидером атаки, в числе лучших игроков команды. В тот год она завоевала множество наград и добилась своих высших спортивных успехов. «Темп» становится чемпионом и обладателем кубка края, выигрывает кубок Сибири и Дальнего Востока и занимает третье место в розыгрыше Кубка РСФСР среди производственных коллективов в Воронеже. Заслуги Шестакова в успехах команды были очевидны и после окончания сезона его вновь приглашают в «Динамо», уже другие тренеры Владимир Григорьевич Маркин и Владимир Иванович Скориченко. Значит, и они что-то увидели в нём привлекательное, раз взяли вновь.
Говорят, в одну воду дважды не входят. Шестаков вошел. Нет, он не жалеет о своем выборе, но пробиться твердо в основной состав динамовцев не может – слишком высока конкуренция. Если в 1973 году он претендовал на позиции Зиновия Биленя, Сергея Григоровича и Виктора Стукова, то в 1976 году он был среди конкурентов – Сергею Окуневу, Александру Гостенину, Валерию Фомину и Александру Кулакову, находившимся в самом расцвете сил. Так что в ходе того сезона он без раздумий ещё в конце июня вернулся в «Темп», где и закончил играть в 1981 году, уже в тридцать лет. Много и хорошо трудился на заводе транспортного машиностроения в кузнечном цехе термистом, честно заработал себе пенсию по «горячей сетке», но до сих пор продолжает трудиться уже на другом производстве в пищевой промышленности. Он немногословен, скромен, своих спортивных заслуг особо не признает, хотя и не отрицает: «Да, играл, как и все в «Темпе», только на победу, а сколько их было, не считал…
Виктор Шестаков немного о себе
— Родился и вырос на пятом стройучастке, играл в детских командах котельного завода «Циклон». После окончания восьми классов в школе № 18, пошел работать в сотый цех на завод «Трансмаш», там и работал до пенсии. В юношах играл уже за «Темп» до армии. Служил в 1969-1971 годах в Алма-Ате в полку связи радиомехаником. В футбол играл от случая к случаю за команду своего полка и, можно сказать, два года для футбола были потеряны. После армии Секриер взял меня в «Темп» на место закончившего играть за заводскую команду Бориса Брыкина. Тренер решил создать тандем в связке с Владимиром Борониным. Играли вместе с ним много лет и это были лучшие годы. «Темп» вырос в авторитетный клуб на моих глазах благодаря нашему тренеру и всем ребятам. Из нашей команды выросли свои тренерские кадры – Владимир Боронин, Юрий Батенев, Владимир Карингин, Александр Комаров, Юрий Бузаев, Михаил Путинцев, Александр Горбунов, Александр Городов, Валерий Райгородский, Виктор Штерц. Футбольная школа «Темпа» подготовила много прекрасных игроков, не меньше динамовской. Очень горжусь, что я играл рядом с такими отличными футболистами и людьми.