Барнаульская футбольная команда котельного завода в середине 50-х годов являлась одной из сильнейших в городе и крае, в 1956 году играла на Первенство РСФСР. Не случайно, что в 1957 году лучшие игроки«Авангарда» составили костяк первой команды мастеров Барнаула, получившей нейтральное название — «Урожай».
Владимир Иванович Говялис.
Родился 26 октября 1927 года в Подмосковье (г. Дедовск). Играл нападающим футбольной команды «Авангард» (Барнаул) с 1948 по 1957 годы. Обладатель Кубка края 1952 — 1953 гг. Один из организаторов и лучших игроков «Авангарда» того времени. Умер 16 апреля 2014 года в Барнауле.
Котельщики Борис Караваев, Виктор Чучаней, Леонид Коростелев, Владимир Блинов Александр Немировский, Георгий Чучаней, Петр Попов и их тренер Федор Васильевич Семенов стали первопроходцами класса «Б». Но играли в «Авангарде» в то время и не менее замечательные футболисты, правда, уже на сходе: Владимир Кузьминых, Владимир Жучков, Владимир Говялис, Георгий Шумаков, Евгений Елизов.
Один из них — Владимир Говялис — стоял у истоков образования команды котельного завода в 1948 году, выбирался одним из первых ее капитанов. Ему и слово.
— В Барнаул я был эвакуирован во время войны подростком из Подмосковья, вместе с мамой, старшей сестрой и совсем маленькими сестрой и братом.
Отца уже не было, его расстреляли в1938 году вместе с остальным руководством ткацкой фабрики в Дедовске, где он работал мастером цеха. Тогда особо не разбирались, но тем не менее арестовывали в основном не работяг, а трудовую интеллигенцию. Так мать осталась одна с четырьмя детьми.
В октябре 1941 года немцы подошли к Подмосковью. Начались бомбежки. Нас эвакуировали в двух составах.
В Москве при посадке в вагоны была страшная паника, составы битком, садились друг другу буквально на головы, бросали вещи, лишь бы уехать.
Нам повезло, в дороге не бомбили, хотя навстречу попадались разбомбленные исковерканные составы с военной техникой. Встречные эшелоны с войсками мы пропускали и двигались на Восток еле-еле. Поэтому в Барнаул прибыли только через месяц, в ноябре.
Я знал, что нас прикомандируют к профильному предприятию, к меланжевому комбинату. Подселяли нас семьями на пятый стройучасток в двухэтажные дома меланжистов. Этих домов было с десяток, сейчас и хуже нет. Фактически приехали на голое место, да и сами почти голыми были.
Первая военная зима еще не так голодно прошла, как следующие две. Это был ужас! Голодуха страшная! Мысли были одни — поесть и поспать.
В 1942 году я уже в 14 лет работал наравне со взрослыми на котельном заводе, который эвакуировали из Ленинграда.
Запомнились и сами ленинградцы — специалисты с эвакуированного ленинградского завода им. Ленина. Все как на подбор — культурные, воспитанные, порядочные люди. Они не понаслышке знали, что такое голод.
Меня взяли на работу учеником модельщика, объясняли, учили, буквально, разжевывали все, что было не понятно.
Начальником нашего цеха был Адам Адамович Язерский. Правда, цеха никакого еще не было — сарай! Но работали, не роптали.
Мне вместо положенных 600 гр. хлеба давали 800 гр., как литейщику литейного производства. Да еще 200 гр. хлеба добавляли за то, что я ходил помогать на завод механических прессов нашим формовщикам.
Подкармливали, чтобы силы были. Разряд пораньше присвоили, понимали, что тяжко на зарплату ученика жить. Тогда на нее можно было купить только котелок картошки. А однажды Язерский принес булку хлеба, которую разделил пополам со мной, и мы тут же ее съели с водой. Булка была большой и круглой. До сих пор вкус и запах ее помнятся!
Во время войны мы работали не из-за денег, понимали, что каждый из нас приближает день Победы. Поэтому и работали по 12 часов в сутки, без выходных. На котельном я работал до 1963 года.
До 1948 года, пока не отменили хлебные карточки, ни о каком спорте на заводе и не думали. Но молодой организм требовал положительных эмоций, ярких достижений. И в тот год мы организовали футбольную команду на нашем котельном заводе и назвали ее «Авангардом», то есть — «идущим впереди». Это название старались оправдывать.
Очень сильно помогали нам директор завода Дмитрий Максимович Чижинок и начальник производства Александр Федорович Жолос, прибывшие в Барнаул из Таганрога. Они были настоящими любителями футбола.
Большую помощь в административной работе оказал нам и секретарь комсомольской организации завода Евгений Гаврилов, ленинградский флотский врач. К тому времени я уже работал мастером модельного цеха, мне было 20 лет. Участвовал в организации футбольной команды, был ее капитаном.
В первом составе «Авангарда» играли и фронтовики Рафаил Попов и Виктор Суханов, но в основном это, конечно же, молодые ребята без игрового опыта и турнирных достижений.
Достижения пришли постепенно. Сначала мы играли во второй группе Первенства Барнаула, затем в Первенстве края.
В 1951 году мы впервые вышли в финал Кубка края, но проиграли динамовцам Барнаула. В 1952-1953 годах дважды выигрывали Кубок края и занимали вторые места в Первенстве края, да и в последующие годы до1957-го были в призерах, участвовали в Первенстве РСФСР.
Команда стала флагманом барнаульского футбола, и не случайно большинство ее игроков вошли в сборную команду Барнаула — «Урожай» и участвовали в Первенстве СССР среди команд класса «Б».
На котельном заводе я отработал 21 год, имею медали за труд. В дальнейшем трудился на моторном заводе мастером цеха.
Считаю, что спорт помогает преодолевать трудности, вырабатывает характер и силу, развивает мышление.
Сейчас у молодежи огромные возможности реализовать свой талант и трудолюбие. О таких условиях мы и не мечтали! Нужно только очень сильно захотеть и верить в себя, и обязательно все получится.